Многим из нас, мир художников представляется полным захватывающих событий, эмоций, глубины чувств. Однако качество этих чувств бывает совершенно разным. Иногда художник действительно долго ищет вдохновение и смотрит на пустой лист, испытывая муки и страдания о того, что не может сдвинуться с места. Как говорил Пикассо: «Вдохновение — это специя». Есть много технической работы, в процессе которой и появляется вдохновение, способное раскрыть вашу идею подобно специи, помогающей раскрыть вкус блюда. Мало кто догадывается, что появлению на свет картин предшествуют часы, дни, недели, месяцы упорной и кропотливой работы. Даже великие художники не всегда были способны быстро и с лёгкостью сотворить шедевр, если только мы не говорим об И.К.Айвазовском, который вызывал раздражение и удивление современников своим умением в кратчайшие сроки создать масштабные полотна с высочайшей степенью проработки деталей. Художник Наталья Попова рассказала о том, что такое профессия художника, как им стать и кто может им называться.
Наталья, с чего начать человеку, который решил стать художником?
Если это взрослый человек, и он решил именно СТАТЬ художником, то это уже художник. Ему необходимо пробовать различные направления, искать инструмент, с помощью которого он сможет выразить свою художественную суть. Развить имеющиеся навыки вам могут помочь в художественной школе, где дают такие основы как композиция, перспективы, объём, свет. Но это лишь инструмент того, с помощью чего вы можете выразить свою мысль, а не основополагающий момент в принятии решения стать художником. Всё зависит от внутреннего эмоционального состояния и от того насколько вы получаете удовлетворение от своей работы. Есть такое понятие как «я просто не могу это НЕ делать». Именно это, на мой взгляд, самый верный показатель того, что ты должен быть художником не смотря ни на что. Почему так ценно современное искусство? Потому что сейчас ценится не техника, не копирование, а выражение мысли, энергетическая составляющая картины, которая притягивает и вызывает интерес. Если этого нет внутри вас, сделать это искусственно не возможно. Занимаясь в школе или с преподавателем и оттачивая технику, прорисовывая детали головы, можно перегореть и бросить саму затею научиться рисовать, что и происходит со многими учениками юного возраста. Нет ничего плохого в системе обучения, но она подходит не всем, у каждого должен быть свой путь.
А что движет человеком, который захотел стать художником?
Им движет непреодолимое желание выразить свои внутренние переживания. Бывает так, что художники, как и представители других творческих профессий, вынуждены делать то, что востребовано и продаётся. Иногда происходит эмоциональное выгорание, потому что для того чтобы поддерживать свой финансовый уровень вам необходимо выполнять такие заказы, которые не соответствуют его внутреннему состоянию. Но это и есть работа над собой, именно из этого рождается что-то новое, когда человек становится пластичным. В зависимости от того как он работает с негативным состоянием, испытываемым в этот момент, он приобретает опыт. Никто не знает, куда тебя выведет та или иная дорога. Ты просто пробуешь всё. Главное здесь – пробовать, делать, наблюдать и замечать для чего тебе это даётся, потому как происходит это всё для чего-то. Чем больше мы работаем над собой, тем лучше мы развиваем уровень восприятия реальности, ведь именно глубокое восприятие окружающего мира делает художника особенным.
Что бы вы могли сказать художнику, который находится в поиске своего стиля?
Просто заниматься делом, пробовать всё несочетаемое, выражать свои мысли любыми материалами и способами, достигая состояния, когда внутри всё шевелится, когда ты теряешь счёт времени и не думаешь о том, будет ли это востребовано или нет. Ищите именно это состояние.
Творчество кого из художников вам наиболее импонирует?
Мне интересны такие художники, как Гюстав Климт, Мауриц Корнелис Эшер, Михаил Врубель, Виктор Пивоваров. Они импонирует мне тем, что в своё время явно видно как они отличаются от своих современников, они не просто копируют реальность, а демонстрируют другое восприятие её, и выражают это своим экспрессивным способом. Что касается Виктора Дмитриевича Пивоварова, это был пробуждённый художник, который концептуальным способом доводил до человека мысль, заставлял задуматься, пребывать в текущем моменте, осознавать кто он, где он и что с ним происходит. Здесь мы чётко видим иной инструмент выражения сути, я считаю в этом и есть основная задача и ценность художника.
Какой подход вы чаще всего используете в работе?
Я стараюсь не прилизывать каждую деталь, доводя её до абсолюта. В момент написания картины стараюсь не думать, нахожусь в определённом настроении, которое стараюсь беречь и методом проб и ошибок стараюсь выразить своё внутреннее состояние. В какой-то момент меня посещает озарение, что можно применить тот или иной материал, пусть даже его не принято использовать в работе.
Есть мнение, что для того, чтобы добиться желаемого результата, нужно много рисовать.
Да, это действительно так. Чем больше ты выполняешь работ, тем объёмнее становится твой набор материалов. Если ты пробуешь, не боишься рисковать, использовать разные материалы и инструменты, в дальнейшем это помогает выражению внутреннего состояния и эффекта, который получен в ходе долгой работы. Чем больше времени вы тратите на кропотливую работу, тем богаче ваш опыт и выше мастерство.
А как быть с образованием? Достаточно ли одной художественной школы?
В некоторых случаях образование может всё испортить. Проявить в человеке его творческую суть этого надо хотеть, как правило, во многих учебных заведениях, состояние жизни преподавателей не позволяет им полностью включиться в профессию, наслаждаться этим, а значит дать качественное образование, т.е. сопереживание, а это нечто большее, чем базовая программа. Базовая программа это, несомненно, определённый набор инструментов, но для того чтобы найти что-то своё, нужно сопереживание и участие, которое так сложно получить в наше время.
А как быть с критикой? Вы, например, воспринимаете её?
Художник, живущий в окружении людей, всегда будет получать комментарии в адрес своих работ, и если он не может воспринимать критику, ему придётся сложно. Стоит относиться к этому как к необходимому составляющему вашего развития и роста. Если вам делают и положительные и отрицательные замечания, будьте благодарны за них. Уязвленное самолюбие должно стремиться стать сильнее и расширять свои взгляды. Если вы не видите дальше своего эго, это не очень хорошо. Эго забивает тот поток, который должен проходить через руку художника.
Какой совет вы можете дать тем, кто хочет стать признанным художником?
Вряд ли кто-то может дать ответ на этот вопрос. Есть определённые схемы и структуры достижения популярности, но признание вам никто гарантировать не может. Многие известные на сегодняшний день художники ушли из жизни, так и не достигнув признания, они просто занимались своим делом.
Нужно не просто хотеть чего-то, а упорно двигаться к своей цели. Или же оставайтесь просто любителем, занимайтесь тем или иным делом как хобби, или выберите что-то другое, что будет больше вам соответствовать. Это не обязательно плохо, потому что вы с таким же успехом можете обрести счастье, просто наслаждаясь работами того или иного художника, вместо того, чтобы пытаться стать таким же, как он. Потому что быть любителем не предполагает никаких жертв или годы мук и разочарований, только чтобы потерпеть неудачу. Никто вам не скажет, сможете вы с этим справиться или нет. И вы сами этого не узнаете, пока не пойдете до конца. Если ты нашёл своё занятие, жизнь тебе помогает, так что стоит обращать на это внимание.