Ярослав Разорьян: Как создать портал специальных предложений?

Создатель интернет-проекта «Разорения» Ярослав Разорьян рассказал журналу Foodika  о себе, своём портале и планах на будущее.

Расскажите о себе. 

Родился на Новослободской, вырос на Серпуховской и встретил зрелость в Марьиной Роще. В общем, помотала меня жизнь… по Москве. По образованию чуть было не стал музыкантом, но преподаватели вовремя отговорили меня от этого, в итоге я окончил РЭА им. Плеханова и по образованию я магистр маркетинга.

Чем вы занимаетесь в данный момент?

Управляю разработкой и развитием нескольких интернет-проектов для разных заказчиков. При этом основным направлением моей деятельности является не столько техническая реализация пожеланий заказчиков, сколько сервис-дизайн, т.е. нахождение и воплощение наилучших способов решения задач как владельцев проекта, так и его пользователей.

Как возникла идея создать портал разорения? Как вы узнавали ранее о таких спец.предложениях?

Не могу сказать, что я раньше как-то специально искал подобные спец предложения. Скорее наоборот, они сами находили меня. В какой-то момент меня стали просто преследовать всевозможные скидки, акции, подарки, дегустации и празднования в кафе, барах, ресторанах и прочих заведениях. Куда бы я ни приходил, почти всегда мне что-нибудь предлагали, дарили, давали, накладывали и наливали бесплатно или с большой скидкой. Это случалось само собой, ну а я, к пущей зависти друзей, регулярно хвастался этим в соцсетях: «О, здесь сегодня бесплатно наливают шампанское», «Здесь сегодня бесплатно дают целого цыплёнка», «Здесь презентуют новый сорт пива и наливают его бесплатно». В какой-то момент друзья стали всерьёз переживать за заведения, которые я посещал, — ведь такими темпами я вполне мог и разорить их. Так появилось название для всех подобных мероприятий — «разорения», а друзья попросили меня сделать для них гид по разорениям и поделиться тайным знанием о том, как можно есть (а особенно пить) бесплатно. В какой-то момент я подумал «менеджер я интернет-проектов или не менеджер?» и с помощью друзей, добровольцев и одного очень крутого разработчика запилил сайт https://razoreniya.ru/.

Вы наверняка знаете о таких компаниях, как групон, биглион и другие. Пользовались ли вы когда-то их услугами?

Конечно, знаю про купонные сайты, даже знаком с создателями некоторых из них. Пользовался их услугами в период их появления и бума, но затем как-то перестал. В целом впечатления от купонных сайтов у меня вполне положительные, хотя не так давно я слышал мнение, что с купоном «чувствуешь себя нищебродом». Иногда официанты, действительно, вели себя весьма пренебрежительно, завидев купон, или и вовсе были не в курсе «купонных» акций. В этом плане Разорения гораздо более «позитивны». В каждом разорении, размещённом на сайте, присутствует пруфлинк на официальный сайт заведения, его аккаунт в соц.сети или фото из заведения, где оно само приглашает воспользоваться его специальным предложением. Официанты также всегда осведомлены о проходящих у них акциях и зачастую предлагают ими воспользоваться ещё до того, как об этом скажет посетитель. Ну а для самых стесняшек есть концепция разорений: как тебе может быть неудобно, если ты пришёл разорять? Сама суть проекта заставляет относиться к разорениям, как к игре. В основе мотивации пользователей – в первую очередь не желание сэкономить деньги (хотя порой предложения бывают ОЧЕНЬ щедрыми, и сэкономить получается весьма прилично), а именно фан, игра, развлечение. Кроме того, разорения — это отличный повод открыть для себя новые заведения, оценить их кухню, сервис и клиентоориентированность. Отличный шанс, особенно если при этом можно поесть или выпить бесплатно. Поэтому, я полагаю, аудитории купонных сайтов и разорений не сильно пересекаются.

Общаетесь ли вы с ресторанами и кафе с целью узнать какие гости приходят в их заведения от вас?

Такого фидбека от заведений мы не получаем. Более того, я не уверен, что сами заведения собирают данные об источниках информации по своим акциям. В конце концов, их бизнес – вкусно кормить людей. Наш бизнес – маркетинг и интернет-технологии. Поэтому в будущем мы планируем собирать такую статистику своими силами и делиться ею с заведениями.

Когда был создан портал, какие этапы развития вы проходили, как увеличивалась посещаемость.

18 февраля 2016 года я реанимировал свой старый блог, натянул на него подходящий плагин, занёс в базу все известные мне разорения и скинул его тем друзьям, которые больше всех просили такой проект – они стали его бета-тестерами. Вскоре я нашёл разработчика, который крайне оперативно довёл портал до приемлемого состояния. Датой создания портала я считаю 3 марта 2016 года – в этот день было придумано название проекта, и сайт переехал на домен razoreniya.ru. Порталом стали пользоваться мои друзья и приглашённые ими пользователи, мы совместно наполняли базу разорений, а разработчик запиливал новые функции и реализовывал прочие улучшения. Кроме этого, я завёл канал в TELEGRAM , в котором регулярно рассылаю самые «бомбические» разорения Москвы.
Через 3 месяца я, в соответствии с расхожей фразой «Если вам хоть немного не стыдно за свой продукт, значит, вы выпустили его слишком поздно», я решил, что пора делать каминг-аут, несмотря на некоторые недоработки, которые я хотел успеть доделать «к запуску». Я создал страницу Разорений в Facebook, группу Вконтакте и аккаунт в Instagram. Чуть позже мы сделали бота для Telegram, через которого искать разорения стало ещё удобнее. Информация о портале стала активно расходиться по соц.сетям, стали приходить новые пользователи, портал стал набирать позиции в поисковиках.

Как вы продвигаете ваш портал?

В настоящий момент портал продвигает себя сам – благодаря уникальному контенту (мы узнаём об акциях первыми и зачастую информация о них есть только у нас) растёт органический трафик из поисковиков, растут переходы из соц.сетей: участники канала и групп постепенно добавляют туда своих друзей. Пользователям нравится проект, они с удовольствием рекомендуют его своим друзьям. На продвижение портала пока что не потрачено ни копейки, и при этом он демонстрирует неплохой рост.

Какие цели перед вами стоят в ближайшее время по развитию проекта? Будет ли он всегда бесплатным?  

В ближайшее время доделаем интеграцию со сторонними сервисами, которые принесут проекту дополнительную ценность. Планируем сделать мобильные приложения для iOS и Android (при этом у портала уже сейчас есть очень удобная мобильная версия). Затем ещё улучшить поиск по разорениям на основании фидбека от пользователей. Есть целый роудмэп по дальнейшему развитию проекта. Что касается бесплатности – не буду сейчас ничего обещать. Конечно, проект не задумывался как благотворительный и, безусловно, я планирую, что впоследствии он будет приносить деньги.

5 слагаемых успеха для создания успешного проекта?

Первое (я буду перечислять без приоритетов, просто как перечисление), на мой взгляд, – это делать такой проект, которым ты сам хотел бы пользоваться. Очень часто именно стремление решить собственные наболевшие проблемы, во-первых, подсказывает наилучшие пути их решения, и, во-вторых, порождает сильную мотивацию. Кроме того, прекрасно, если с помощью проекта ты решишь какую-то свою задачу, которую ты не мог решить другими существующими способами. А когда ты видишь, что проект решает проблемы и других людей – это прекрасно вдвойне и ещё сильнее мотивирует.

Второе – это честность перед самим собой. Особенно вот в этом вопросе (простите):

razoryan

Когда делаешь что-то сам, без начальника, без заказчика, без инвестора и любой другой формы внешнего контроля, легко увлечься или отвлечься от своей основной цели. Обычно бывает гораздо приятнее делать какую-нибудь прикольную «рюшечку», чем решать сложную и нудную, но важную задачу. И в условиях, когда ты сам задаёшь направление развитие проекта, всегда важно помнить о главном и работать в правильном направлении.

Третье (по счёту, а по важности и вовсе самое главное) – это команда. Мне очень повезло найти разработчика, который реализует задачи лучше, чем я их задумываю, предлагает более удачные решения и действительно вкладывает в проект душу и сердце. Мне повезло с друзьями, которые заинтересовались проектом и постоянно дают ценный фидбек, предлагают улучшения, консультируют меня по техническим и бизнес-вопросам и, конечно, постоянно сообщают обо всех новых разорениях. В одиночку всё было бы куда сложнее.

Четвёртое – попасть в нужное время и в правильную аудиторию. Сколько было проектов, которые опередили своё время, — сайт групповых покупок Letsbuyit.com, существовавший задолго до Groupon, стартапы по продаже цифровой валюты Beenz и Flooz, не дожившие до эпохи Bitcoin, социальная сеть SixDegrees.com, созданная в 1997 году. Все они умерли, а через 8-10 лет появились их аналоги, которые «выстрелили». То есть их идеи были правильными, а вот аудитория и уровень развития технологий были к ним ещё не готовы. Обратная ситуация тоже справедлива – пожалуй, делать в 2016 году очередную социальную сеть уже поздновато.

Пятое – это снова будет картинка:

razoryan2

Хобби, досуг?

Помимо перечисленного ранее, пожалуй, ещё вкусно есть (и иногда вкусно готовить), слушать музыку (и иногда её играть), а ещё часто переезжать (и иногда делать ремонт).

Зачем вы занимаетесь своим нынешним проектом? Что это вам дает?

Мне нравится сам процесс: видеть, как из ничего рождается что-то интересное и полезное, нравится создавать новые фишки и улучшать уже существующие. Мне нравится отсутствие ограничений: можно делать что угодно, не согласовывая ни с кем: захотел написать в рассылке, что заведение будет мучать гостей Земфирой – написал. Мне нравится быть собой: захотел поставить логотипом томата – поставил, захотел отслеживать пивные разорения в первую очередь — пожалуйста.

Ваши кумиры, почему?

Не могу сказать, что у меня есть какие-то кумиры. Я порой искренне восхищаюсь людьми на основании их поступков или результатов их работы, но это не делает их моими кумирами.

Так, например, я постоянно поражаюсь, как Павлу Дурову удаётся столь своевременно и безошибочно распознавать тренды развития интернет-сферы. Сначала была соц.сеть Вконтакте, которая хоть и появилась после Facebook, на мой личный взгляд, технически до сих пор на несколько шагов опережает Facebook. Мне очень нравится, как она сделана, и тем для меня удивительнее, что почти все мои друзья переместились в Facebook. По сравнению с VK он жутко корявый и непредсказуемый. Затем Павел создал Telegram. Когда, казалось бы, рынок мессенджеров был давно и успешно поделен между Skype, WhatsApp, Viber, Slack, а в Азии – Line, KakaoTalk, WeChat, Павел создаёт мессенджер, который (опять же, на мой личный взгляд) на голову превосходит существующих конкурентов, и пользоваться которым гораздо удобнее, чем всеми остальными вместе взятыми. Тут происходит обратная ситуация – всё больше моих друзей «пересаживаются» на Telegram, и этот тренд меня очень радует. Следующий тренд, который если не возглавил, то одним из первых использовал Павел – чат-боты. Когда Facebook Messenger только анонсировал открытие возможности для сторонних разработчиков создавать собственных ботов, у Telegram вышла уже 2-я версия бот-платформы. Тут уже Telegram был пионером, а Facebook оказался в роли догоняющего. Это ли не круто!Кроме того, мне повезло какое-то время поработать в Яндексе, и, узнав эту компанию изнутри, я восхищаюсь тем, как Аркадию Воложу и Илье Сегаловичу удалось построить столь одновременно высокотехнологичную, эффективную и прибыльную компанию.

Мне нравятся результаты деятельности и позиция по многим вопросам Артемия Лебедева. Но при этом есть и такие его высказывания, которые мне абсолютно не близки.

Поэтому, повторюсь, все мы люди, и я лично не считаю разумным возводить кого-либо в ранг кумиров, даже если он регулярно делает что-то очень крутое.

Любимые книги?

К сожалению, в последнее время я практически не читаю книг. На них буквально не хватает времени: всегда находится что-то, на что нужно его обязательно потратить. Тем не менее, моей любимой серией книг уже долгое время остаётся цикл сатирического фентези про Плоский мир Терри Пратчетта. Также мне очень нравится рассказ моего друга Павла Губарева «Датахайдеры», написанный на конкурс короткого рассказа фестиваля «Аэлита — 2007», темой которого была «К чему приведёт развитие интернета через 50 лет?» Рассказ на удивление опережает своё время и даже сейчас, в 2016 году, оставляет стойкое впечатление, что через несколько лет всё действительно так и будет.

Посоветуйте несколько профессиональных книг, которые помогут найти не тривиальную идею для бизнеса?

В чём я абсолютно уверен – так это в том, что идею для бизнеса в книгах не найдёшь. Можно годами штудировать книги вида «Стартапы для чайников», но это не поможет создать бизнес. Максимум – стартап.

Идею для бизнеса лучше всего искать вокруг себя. Если человек сталкивается с какой-то задачей, которая в настоящий момент никак не решается, либо решается неэффективно, это может стать поводом для создания проекта, который и будет её решать. Возможно, такая же задача возникает у большого количества людей, и подобный проект может быть крайне востребован. Более того, под поисками «вокруг себя» я подразумеваю и гораздо более широкие горизонты. Мир – достаточно большая штука, а проблемы, с которыми сталкиваются люди, примерно одинаковы. Можно взглянуть на Запад или Восток (а также на Север или Юг), и посмотреть, каким образом решается та или иная проблема там. Кто знает, быть может, где-то там для неё уже нашли хорошее решение, и оно вполне может быть применимо и у нас.

Самое большое достижение в жизни для вас сейчас – это …

Я не брился целых 10 месяцев и отрастил прикольную бороду!

Любимый афоризм?

Нормально делай – нормально будет!

Поделиться:

Что такое сапропелевая грязь?

Сапропелевая грязь – уникальные многовековые донные отложения пресных озер Тюменской области. Уже сейчас она может потеснить знаменитую грязь Мертвого моря. Отвечаем на самые частые вопросы

Обновленное меню в ресторане «360»

Панорамный ресторан «360» – это авторское меню, отличный сервис, уникальная площадка на 89 этаже башни «Федерация» в Москва-Сити и потрясающие впечатления. Здесь вся Москва у