Интервью с Екатериной Шаповаловой, руководителем проекта по развитию национального туризма «АгроЭкоТуризм России»
Мы с Ниной прекрасно провели уикенд 9-10 января, отправившись в агротур на агротуристическую ферму Богдарня во Владимирской области. Поездку организовала Екатерина Шаповалова, идейный вдохновитель и двигатель темы агротуризма в России.
Здесь публикуем выдержки из беседы с ней, потому что открыли для себя несколько новых горизонтов путешествий, чего и вам желаем!
Про агротуризм
У нас это явление только обозначилось, название ему — агротуризм. На мой взгляд, именно это слово обозначает суть этого направления, его масштаб. На нашем рынке существуют разные названия — сельский туризм, фермерский туризм и тп. В Европе агротуризм развит уже более 50 лет, и возник именно в период экономического и перепроизводственного кризиса, когда фермеры частично перешли в область туристических услуг для повышения заработка. Для туризма все готово: ферма есть, продукты есть, где остановится есть. Но у владельцев этих хозяйств в основном 3-5 комнат, поэтому они принимают одновременно немного людей – в этом основная прелесть, камерность такого отдыха.
В российских реалиях инфраструктура с небольшим количеством комнат — частный случай. Я знаю только один пример, когда гостевой дом «Частный визит» в Плесе с несколькими комнатами выживает у нас, и то, благодаря уникальной площадке гастрономического ресторана авторской кухни Елены Маньенан, она использует фермерские продукты, ее ресторан – это кулинарная лаборатория, которая ежедневно (!) разрабатывает, обновляет рецептуру блюд русской и французской кухни, а пребывание на территории ее усадьбы – это целый спектакль. Турист приезжает туда на полный пансион и выезжает только на прогулки вдоль Волги или покататься на лыжах. На получение такого результата и качества приема, воспитания высококультурного персонала требуются годы, и экономические трудности коснулись и успешных предпринимателей.
С агротуризмом я впервые познакомилась в 1999 году в Италии. В европейском формате — это совсем не обязательно ферма. Агротуризм — это одноэтажная Италия, это родовые особняки в которых жили мама, папа и бабушка, каменные, терракотовые. Свежие оливковое масло и сыр, которые могут и в 80 км от этого хозяйства производится. Ты утром просыпаешься, во дворе гуляет огромная хозяйская собака-лабрадор, на столе у тебя из натуральных продуктов завтрак, над тарелками летают пчелы, для которых ты как неживая природа, они у себя дома, и людей не замечают . садишься на велосипед, впереди — оливковая роща и долина виноградников. В некоторые винодельческие хозяйства можно приехать на праздник урожая подавить ногами виноград и на пленэр, но это уже более дорогостоящий сегмент отдыха.
Нетуристические места
Наши клиенты когда поднабрались опыта, начинали спрашивать — Катя, куда поехать в нетуристические места? А можно нас в нетуристический ресторан? А можно нас в нетуристическую местность? То есть понятие “туристическое место” приобрело некий негативный оттенок. А те места, куда ходят только местные, стало для наших людей чем-то сокровенным. Люди думают: если мы пойдем туда, куда ходят местные, там будет недорого и вкусно. А в туристическом месте, еда на некий процент дороже, а качество уже не очень — по личным наблюдением путешествующих.
Почему Тверская, Владимирская, Ивановская области были выбраны для первых экспедиций
Ивановская область — принцип первого выбора был простой, активное руководство районов области позвали сделать экспертную оценку на предмет формирования турпродукта. Собрала группу турэкспертов буквально за пару дней — для меня это была экспериментальная площадка, именно первая экспедиция помогла мне сформулировать концепцию проекта и нового турпродукта.
Тверская область – через нее проходил маршрут нашего первого национального турпродукта «Путешествие из Петербурга в Москву», через Торжок был главным постоялым двором того времени, через который прошла вся наша русская культура. Именно в Тверской области в селе Медном обосновалась первая агротуристическая структура в России, итальянская сыроварня семьи Пьетро и Жанны Мацца «La Fattoria Little Italy» — очевидно, что итальянские стандарты агротуризма, ориентиры на них, не позволили мне откладывать надолго посещение предприятия этой российско-итальянской семьи. И вторая экспедиция еще раз показала, что невозможно сделать кальку западного турпродукта и перенести в наш климат и действительность, безусловно, нужно работать над созданием нового. А одна из главных составляющих успешного турпродукта – это наши национальные туристические бренды, «Торжокские Золотошвеи» — один из них.
А Владимирская область стала логическим завершением дебютной серии 2015 года, во-первых, потому что именно здесь, в Суздале было положено начало туризму в СССР, и открыт в 70-х годах первый гостинично- туристический объект на маршруте «Золотого Кольца» — ГТК Суздаль, А в наши дни, в преддверии 1000-летия Суздаля, мы имеем одну из самых перспективных гастрономических и туристических площадок страны. И конечно же, агротуристический комплекс «Богдарня» фермера-новатора Джона Кописки в районе Петушков стала обязательным пунктом моих первых экспедиций. Джон создал агротуристический объект, который уже сейчас можно продавать в составе агротура или как самостоятельный турпродукт событийную площадку. Здесь проходит единственный в стране кубок по ездовым видам спорта «Русская тройка». Главный вывод Владимирской экспедиции и еще одна составляющая нового турпродукта – это люди-бренды, пожалуй, это наше главное достояние, и мои главные ориентиры. Пожалуй, есть один наш национальный туристический бренд, не человек – Владимирский тяжеловоз, это наше достояние.
Главное, что объединяет все экспедиции – это то, что в результате, каждой поездки, мы формируем новый турпродукт «агротур», а это реальная работа, нам есть, что предложить людям.
О своей карьере
Лично я в 1994 году стартовала, 19 лет мне только исполнилось. Второй курс института. Все началось с любви к иностранным языкам, и с того, что хотелось путешествовать. В 14 лет меня папа спросил — “если через полгода ты не скажешь мне, кем ты хочешь быть — я это решу за тебя». И я сказала — иняз. На втором курсе моему преподавателю позвонили и спросили, есть ли у нее кто-то на вакансию в туристическое агентство с английским языком. С тех пор, уже 22 года, это агентство — мое первое единственное место работы. Я выросла в компании «Географический Клуб» от референта до соучредителя. Так сложилось, что я всегда делала так называемые tailor-made туры – специально созданные для конкретных людей персональные туристические программы, только такой формат работы помогает стать профессионалом в нашей области, специалисты этого сегмента практически проживают жизнь со своими клиентами, оттачивают мастерство до мельчайших ньюансов. Потом настало время социально-культурных и культурно-туристических проектов, которые принесли огромный опыт и понимание, что новое в туризме можно создать только с привлечением специалистов из других сфер нашей жизни и бизнеса. Я очень благодарна этому периоду и людям, которые предложили мне работать в смежных с туризмом проектах, Андрею Попову и Марии Атлас — главный проект Культурной Олимпиады Сочи 2014 «Класс Мира» и культурно-туристический проект в рамках Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес», автопробег 2015 года на УАЗ-буханках по европейской части России «Путешествие Мира». Можно сказать, что мой нынешний авторский проект «АгроЭкоТуризм России» — это результат всей предыдущей профессиональной деятельности, раньше я бы не пригодилась, кризис, трудности – это мое время
Про туристическую индустрию в России
Имидж туристических компаний у нас в стране сильно подпорчен. Экономические трудности породили серию банкротств, которые усугубили ситуацию. Пока мы боролись за рынок выездного туризма, туризм по стране стал стихийным, неорганизованным и самостоятельным. Ничего плохого в этом нет, казалось бы. Но нужно понимать, что качество услуг и ценообразование могут контролировать в сфере, только специалисты, профессионалы. Человек задумывается, зачем платить за организацию туров туристическим компаниям, когда моя жена или я сам могу все забронировать через другие ресурсы, в том числе не-туристические. А пропаганда формата “путешествуйте сами”, которая не могла не повлиять на профессиональную туриндустрию, также кому-то приносит деньги и выгоду, если уже мы начали считать деньги в другом кармане. И главное, о чем нужно говорить, мы, профессиональные туроператоры и эксперты сами виноваты в сложившейся ситуации — стоя «у станка» 24-часового рабочего дня 7-мидневной недели, мы не работали над своим имиджем никогда, не поворачивались в сторону развития внутреннего рынка никогда. Но что важно сейчас — за 20 лет продаж туров по всему миру, выросло целое поколение высококлассных специалистов, которые, простите за сравнение, как профессиональные врачи, с первого взгляда и после первых секунд разговора, понимают, что нужно человеку для счастливого путешествия. Именно эти профессионалы могут создать необходимые для качественного отдыха стандарты в нашей стране, мои надежды и энтузиазм связаны с ними. Я буквально так и говорю клиентам нашей туркомпании «давайте путешествовать вместе по стране, я много чего придумала. А пока я не буду уверена, что с этим продуктом все в порядке, я буду ездить с вами
И немного информации о самом проекте: Проект «АгроЭкоТуризм России» посвящен путешествиям по регионам страны для создания новых интересных и комплексных агротуров, проверки услуг на местах и развития нового направления в туризме. Автор и руководитель проекта – Екатерина Шаповалова, профессионал туриндустрии с 22-летним стажем.
Регулярные агротуры по регионам России проходят в новом для туризма формате экспедиции, которые являются передвижной консультативной и образовательной площадкой, формой сотрудничества между специалистами туриндустрии и партнерами в области сельского хозяйства, области ремесел и народного творчества — новыми участниками туристической сферы бизнеса и, конечно, туристами.
Анонсы ближайших туров публикуются здесь:
https://www.facebook.com/Agroturrussia/?fref=ts
[author title=»Тата Ефремова» image=»http://foodika.ru/wp-content/uploads/2015/04/tata.png»]Продюсер телеканала о бизнесе WBC. Уже 10 лет ее профессия связана с коммуникациями. В ее портфолио разработка и запуск PR-сопровождения Turkish Airlines в Украине, HoReCa программы для JTI национального масштаба, опыт работы помощником режиссера постановщика на Олимпиаде 2014 в Сочи.[/author]