Кто все эти люди
Истерии подвержены люди определенного темперамента и семейного сценария. Как правило, это люди холерического темперамента, с мобильной психикой. Они более эмоциональны, все близко воспринимают к сердцу. А если на холерический темперамент накладывается семейный сценарий, как пример, ребенок видит, что мама чуть что, сразу паникует, начинает кричать, а папа ее при этом успокаивает, то такой ребенок понимает – такая реакция на стресс приемлемая и самая действенная. И эту схему он продолжает использовать в своей жизни.
Конечно, такой человек может работать над собой, ходить к психологу, научиться справляться со своими эмоциями, и у него это даже получается. Но тут есть важный момент – получается только в моменты умеренного стресса. Как только происходит что-то серьезное, реальное стрессовое событие (военные действия, катастрофа, утрата), в эти минуты человек откатывается к «заводским настройкам».
Поэтому первое, что нужно сделать, это понять, в моменты сильнейшего стресса человек не виноват в своем поведении. В сильнейшем стрессе наша генетика, природные данные выходят на первый план.
Почему истерики заразны
Ответ на этот вопрос стоит искать в эволюционном механизме. Во времена кроманьонцев не было, так называемых, фейковых новостей. Древнему человеку в голову бы не пришло что-то придумывать. Если кто-то в пещере говорил, что рядом ходит саблезубый тигр, то так оно и было. В этот момент племени грозила серьезная опасность, и все сразу же на это реагировали.
Этот инстинкт работает у нас до сих пор. Если кто-то говорит «опасность», мы прислушиваемся. А когда об этом говорит много народу, мы думаем, опасность действительно существует. И хотя со времен древних людей прошло очень много времени, мир изменился, наш эволюционный механизм остается прежним.
Как общаться с паникерами
Самое главное не говорить: «Ты только успокойся, не волнуйся», потому что у человека уже сформировалась тревожная доминанта. Как говорил наш великий русский физиолог Алексей Алексеевич Ухтомский, мир таков, каковы наши доминанты. Если у человека уже сформировалась тяжелая доминанта беспокойства, то простыми словами эту доминанту не победить. Объясняется это тем, что доминанта беспокойства является реакцией на нашу тяжелую жизнь, а словесная доминанта – легкая, поэтому она раздражает.
Что здесь можно сделать?
- Поддержать. Я рядом, я тебя понимаю, я разделяю твои чувства – именно эти слова будут уместны.
- Не лезть с советами, если их не просят. Достаточно сказать: «Я не спрашиваю, какой тебе сейчас нужен совет. Ты мне только ответь, как ты себя чувствуешь. Я хочу знать, чем я могу тебе помочь».
- Действовать без предупреждения. Если вы понимаете, что человек совершенно невменяем, а вы знаете, как ему помочь, то начинайте действовать. Если он начинает сопротивляться, то применяйте, так называемую, технику «заезженной пластинки». Говорите: «Да, я понимаю, что ты чувствуешь, что ты нервничаешь, но давай…». И дальше действуете по-своему, ничего не доказывая.
Как отделить эмоции от фактов
Эмоции отвечают за чувства, факты – за действия. И разделить их – самая главная и сложная задача. Находясь в истерике, человек пытается уйти от реальности, поскольку она страшит в стрессовые периоды. У него включаются психологические защиты, но если рядом находится спокойный логичный человек, то самое действенное, что он может сделать для человека в панике (если, конечно, он сам уже не может задать себе эти вопросы): «Что происходит в реальности?». Ни что чувствуешь, что переживаешь, а именно что происходит в реальности. Описание действительности не с точки зрения эмоций, а с точки зрения действий. Это самый главный вопрос, который подразумевает какие-то действия и изменения вокруг, а не оценочные эмоции.