Цифровой этикет. Неомоветон и неочевидные правила

Фейсбук теперь – Мета, а мы все вращаемся в этой цифровой вселенной. И в ней, конечно, есть свои правила. Наверняка вам не раз приходили сообщения от неизвестных людей не только в Мета, но вообще в соцсетях. Как на такое реагировать: прочесть или удалить сообщение, а может и вовсе заблокировать человека?

 

Первое касание

В сети, как и в обычной жизни, любое касание с человеком нужно начинать с приветствия. В деловых переписках мы обращаемся через «добрый день» или нейтральное «здравствуйте». Термины «доброе утро / полдник / вечер», не используем. А про «доброго времени суток» забудьте, как про страшный сон.

 

Когда можно проигнорировать?

«Цифровой» друг (им может быть и незнакомец) и друг в реальной жизни – абсолютно разные люди. Представьте, что на улице вас отвлекает прохожий какой-то просьбой, например, порекомендовать шампунь, ведь у вас такие красивые волосы! Или просит подсказать, где вы купли платье? Вы без раздумий радушно ответите? Скорее всего вас насторожит такое поведение, и вы можете проигнорировать человека. Сеть по степени близости контакта – это улица. Поэтому вы имеете полное право игнорировать и не отвечать на сообщения, которые кажутся вам неприемлемыми, неинтересными от малознакомых или незнакомых людей.

 

От вопроса до ответа

Если вам необходимо получить ответ от незнакомого человека в соцсети, вы имеете право отправить сообщение второй раз через другой канал, обозначив сроки ответа. Ко второму касанию можно переходить только в том случае, если ваше первое сообщение игнорировали некоторое время. Писать сразу везде (почта, мессенджеры, Инстаграм) не следует. По правилам хорошего тона у вас есть три попытки для получения обратной связи: три игнорирования или три отказа.

 

Правило суток

Допустимое время ответа на сообщение – 24 часа. Если вы понимаете, что сейчас не готовы ответить, не открывайте сообщение или предупредить собеседника, что вам нужно больше времени. Если вы еще уточните, насколько срочен и важен для человека его запрос, это будет верх такта и дипломатичности.

 

Эмодзи

В Мета-мире мы делаем коммуникацию ярче с помощью эмодзи, но они уместны только при общении с друзьями, или если формат и стиль коммуникации носит неформальный характер. В деловых переписках, особенно при первом касании, – это моветон.

 

Голосовые сообщения

По этическим нормам, не существует ситуаций, в которых этот вид онлайн-коммуникации был бы уместен. Отправляя аудиосообщение, вы лишаете человека выбора. К тому же единицы из нас могут лаконично и быстро доносить мысли. Как правило в аудио много «воды», а передать то же самое можно в двух-трех предложениях. Если вам необходимо записать именно голосовое сообщение, сначала заручитесь согласием человека, что такой формат приемлем.

В отношении видеозвонков правила строже. О видеозвонке необходимо договориться заранее или уточнить о возможности позвонить прямо сейчас. Собеседник может быть не готов «выйти в свет» или, возможно, находится в людном шумном месте. Поэтому отказ совершенно нормален.

 

Диана Джалалова
телеведущая, блогер, эксперт в области коммуникации, тренер по этикету

Поделиться:

Что такое сапропелевая грязь?

Сапропелевая грязь – уникальные многовековые донные отложения пресных озер Тюменской области. Уже сейчас она может потеснить знаменитую грязь Мертвого моря. Отвечаем на самые частые вопросы

Обновленное меню в ресторане «360»

Панорамный ресторан «360» – это авторское меню, отличный сервис, уникальная площадка на 89 этаже башни «Федерация» в Москва-Сити и потрясающие впечатления. Здесь вся Москва у