Если обычный театр начинается с вешалки, то с чего начинается гастротеатр? Как еда перестала быть способом насыщения и стала новым видом искусства? Поможет разобраться Александр Белов основатель TOBELOVE Agency, трендсеттер режиссерских мероприятий, гедонист и гурман.
Мы живем в эпоху гибридных форматов, когда многие сферы пересекаются, смешиваются, рождая новые жанры. Так на стыке искусства и высокой кухни сформировались гастрономические театры. Это не просто новомодное развлечение. Это трансформация всей сферы: в своей эволюции рестораны прошли путь от примитивного источника насыщения едой до генератора новых впечатлений и эмоций. Гастротеатры существуют по другим законам, не как обычные заведения общественного питания: они соединили в себе визуальное искусство, haute cuisine и дизайн.
Уже много лет рестораны устраивают chef’s table, гастроли известных шеф-поваров и тематические ужины. Это становится трендом. Гости готовы платить не только за ужин — они хотят особенных целостных впечатлений. И кажется, гастротеатр способен дать человеку такую целостность. Это не просто ресторан, театр или музей. Это погружение в новую реальность, где каждый гость становится участником поиска смыслов. Формат не для обывателя, а для искушенной публики.
Первые гатротеатры появились около 10 лет назад. Сейчас подобные заведения работают в Токио, Шанхае, Барселоне, на Ибице и других уголках мира. В 2021 году одно из первых заведений такого формата открылось и в Москве – Krasota, проект от холдинга White Rabbit Family с мультимедийными шоу и авторской кухней. Здесь дегустационные сеты сопровождаются визуальным сторителлингом. Похожие проекты с погружением существуют во многих регионах России. Один из нашумевших — АУК (аутентичная уральская кухня). Сообщество уральских шефов несколько раз в сезон проводят иммерсивные гала-ужины, которые больше похожи на театр, чем на гастрономию в чистом виде.
Сейчас event- и гастро- индустрии находятся в точке пересечения: события становятся более изысканными и внимательными к нюансам, а ужины в ресторанах больше напоминает шоу. Обе индустрии двигаются в направлении персонализации и усложнения: гостям мало получить качественное мероприятие или просто вкусно поесть, все хотят получить новый опыт, испытать то, что раньше никогда не испытывали.
Еда – одна из красок моих режиссерских event-концепций, которую я использую в своем агентстве TOBELOVE, наравне с театральным и киноискусством, элементами цирка, психологии и современными технологиями. Мне нравится играть с цветом, текстурами, вкусами, подачей блюд, поддерживать едой общую тему проекта.
Например, для одного мероприятия в русском стиле мы разработали тематическое меню, вдохновением которого послужили мои детские воспоминания: деревня, бабушка, пироги и каши в чугунках из печи… Это был очень увлекательный опыт поиска нового в отжившем старом. Гости были в восторге.
Мне кажется, во всём важно развивать чувство вкуса. Это позволит лучше понимать себя, пробуждать интерес к жизни, поддерживать здоровье, энергию и силы. Развивайте свою чувствительность в отношениях с едой: пробуйте новое, экспериментируйте.
Так вы сможете обогатить палитру вкусовых ощущений и расширить свое восприятие мира. Сделать свою жизнь более красивой и гармоничной.