И снова о сепарации…

Сепарация — важнейший процесс в становлении личности. Сепарация, то есть «разделение», термин, который описывает процесс ухода человека от объекта. В первую очередь, таким объектом мы считаем Мать (можно обобщить в Родитель). Мать — первичный объект любви любого человека (любого человека, рождённого от материнской фигуры). Мать — первое, что чувствует ребенок, когда рождается. В дальнейшем, под обьектом будет считаться любой важный для конкретного человека Другой, к кому он испытывает привязанность. Так, если Вы любите мать и она Ваш первичный обьъект любви, то зачем же сепарироваться? Давайте разберёмся.

Итак. Сепарация — это интрапсихический процесс (находится внутри психики), благодаря которому человек (ребенок) приобретает чувство, ощущение себя, как самостоятельного и целостного объекта. Более простым языком, чтобы ребенок мог существовать и жить без родителей, ему необходимо пройти сепарационный процесс в полной мере.

Пример:

  1. Малыш рождается. И с 0 лет до 6 месяцев он воспринимает себя одним целом с материнской фигурой. Мама и младенец неразлучны. Никто другой, кроме матери не может знать лучше, что нужно малышу. У них симбиотический связь. Связь вплоть до чтения матерью мыслей младенца. Это необходимо для того, чтобы младенец выжил и окреп.
  2. С 6 месяцев примерно малыш начинает потихоньку распознавать себя, как что-то отдельное. Родители обретают новый смысл в его жизни, ребенок начинает выходить из симбиоза с матерью и учится ползать. Для него мир становится безопасным и интересным. Все потому, что ему больше не нужно выживать. Он окреп, он в хороших условиях, о нем заботятся взрослые, любящие его. У него есть все, для того, чтобы взрослеть и набираться жизненного опыта. Но он все еще очень нуждается в маме.
  3. С 3-х лет ребёнок начинает активно протестовать и уже у него появляется желание, чтобы родители не преследовали его на каждом шагу. У него появляется своя точка зрения, свои интересы, свои желания. И трёхлетки часто хотят делать так, как не хотят делать родители. Не из-за вредности, а из чувства собственного желания пробовать что-то иное. Так мы можем наблюдать, как из года в год ребенок все больше и больше отдаляется от родителей, а потом к 6-7 годам идёт в школу и становится уже совсем самостоятельным.
  4. С 3 до 5 лет — важнейший период в сепарационном процессе, который, к сожалению, чаще всего тормозиться родителями по ряду причин (страх, эмоциональная незрелость родителей, непонимание нюансов психи). Это тот период, где родители должны по прежнему присматривать за ребёнком, но стоя «за спиной». Верить ему, позволять исследовать мир, но в тоже время быть готовыми прийти на помощь, как только ребенок этого потребует. Чаще всего случается так, что родители или дают свободу, лишая ребенка своего присутствия полностью (но в 3 года ребенок еще не взрослый человек), или не пускают его в мир, наполняя страхами ребёнка и деструктивными установками из своего личного жизненного опыта.

Несвоевременное или чересчур резкое отделение ребенка от родителей, так же, как и препятствие отделению со стороны родителей, может привести к серьёзным последствиям, которые влияют на дальнейшую жизнь человека.

В идеале, к 17-18 годам человек должен быть полностью сепарирован от родителей. Если все стадии психического развития прошли успешно, родители помогали и не препятствовали, то и ребенок к этому возрасту достигает целостного развития личности. И с этого момента может начинать самостоятельно строить свою жизнь.

Если этого не происходит, то выходя из «родительского гнезда», взрослый ребенок остаётся ребёнком на всю жизнь. Вам может быть и 30, и 40, и 80, но находясь в психо-эмоциональной зависимости от родителей, Вы все еще остаётесь ребёнком.

 

Как это влияет на жизнь?

 

Прямым образом. Дети не строят отношений со взрослыми, дети не занимаются сексом, дети не заводят семьи и не рожают детей. Это все то, что не сможет делать в полном объёме «взрослый ребенок». В сфере отношений всегда будут проблемы и сложности. И они будут повторяться из раза в раз, с разными партнёрами.

Невозможно начать свою собственную жизни и построить свою собственную семью, если Вы все еще не покинули родительский «дом». И здесь я не о физическом отделении. Да, важно финансово не зависеть от родителей. Но, даже если вы живете на другом конце планеты, отлично зарабатываете, но при этом у вас сохраняется психо-эмоциональная связь с мамой (родителем), то вы не сможете строить свои отношения.

Вы не завершили сепарационный процесс, если:

  1. У вас постоянно есть сильное чувство к родителям (вина, ненависть, злость, обида, или, наоборот, вы жить не можете без ежедневного общения с ними);
  2. У вас постоянное ожидание того, что родители изменятся;
  3. У вас двойственные чувства к родителям. С одной стороны, вам хочется строить свою жизнь и прислушиваться к себе, с другой — вам хочется постоянной заботы, опеки, оставаться маленьким ребёнком;
  4. У вас есть потребность уехать как можно дальше от родителей или разорвать полностью с ними отношения.

Кто же Он — человек, прошедший сепарацию?

  1. Он способен поругаться с мамой, отстоять свою позицию и, при этом, остаться с ней в хороших отношениях;
  2. Он способен позаботиться о себе материально;
  3. Его поступки и решения не зависят от одобрения родителей или отрицания других людей;
  4. Умеет говорить «НЕТ», не испытывает чувства вины, после того, как обозначает свои личные границы;
  5. Он умеет просить помощь и получать отказы;
  6. Умеет поддерживать глубокую эмоциональную связь с близкими людьми, сохраняя независимость суждений и поступков;
  7. Может озвучивать своё мнение и свою позицию вслух, даже, если никто не поддерживает его.

Проблемами нарушения сепарационного процесса занимаются психотерапевты, это длительная стабильная психотерапия. Однако, чтобы начать что-то менять, важно заметить, что у вас есть с этим сложности. Если вы понимаете, что это — про Вас, то задумайтесь, какие выгоды вы с этого получаете? Для чего Вам необходимо оставаться в зависимой детской позиции? И поразмышляйте, что Вы теряете на самом деле. Если Вы «залипли» в детской позиции, то Ваша жизнь — нет, она продолжает идти.

 

Анастасия Андреевна Гайдашенко

Анастасия Андреевна Гайдашенко
Психоаналитический психолог, психотерапевт, магистр психологических наук

Поделиться:

Премьера мистерии Романа Игнатьева «Давид»

Уже в ближайший четверг 12 декабря на сцене Московского продюсерского центра состоится премьера мистерии Романа Игнатьева «Давид», авторской музыкально-театральной постановки по ветхозаветной истории о царе

3 декабря в Новом Манеже спектакль «Детка»

3 декабря на сцене Нового Манежа (Открытое театральное пространство «Арт-платформа») состоится спектакль независимого театрального проекта Андрея Гринева — спектакль «Детка», где две главные роли исполнят