Артем Лысков — актер театра, кино и мюзикла, выпускник и педагог института имени Б.Щукина, и также выпускник института Ли Страсберга в Нью-Йорке. После окончания вуза в Москве он не побоялся оставить карьеру в столице и, получив грант на образование, почти на три года переехал в Нью-Йорк, где не только окончил вуз, но и выступал на Бродвейских подмостках, исполняя одну из ролей в мюзикле «Трехгрошовая опера» театра Мерилин Монро.
Артем, не секрет, что ты не просто получил и российское и американское актёрское образование, но учился в США по гранту, то есть, бесплатно. Расскажи, как это произошло?
Да, я получил именно грант на обучение, на образование в США. И грант – это одна из систем покрытия расходов. То есть, я своих денег на образование не потратил. Но это не значит, что я не тратил собственных. Об этом ниже. Моя подруга задумалась над тем, чтобы поступить в один из актерских вузов Нью-Йорка, и мы полетели туда: отдохнуть и побывать в вузах. Ходили на дни открытых дверей, заряжались творческой энергией, и когда вернулись в Москву, то стали собирать документы. На сайте институтов есть грантовые программы. Заходишь, смотришь. Везде подробно описано, куда обращаться и что делать. И в этом году на разных условиях разыграются два гранта.
Что тобою двигало в желании улететь в США и учиться там?
Двигало только желание развиваться в том жанре, который был мне на тот момент очень интересен. Это мюзикл. Мюзиклу учат только в США, соответственно, мечта была учиться в Америке и поехать в Нью-Йорк…..
Всем ли это нужно? Или ты кого-то мог бы отговорить?
– Каждый сам должен для себя решить, что ему нужно, а что — нет. Если вы хотите потратить свою жизнь на метание, страдание, то идите в артисты. Это правда. Если вы станете одним из тысячи, которому улыбнётся удача, у вас будет более-менее счастливая жизнь. Но таких мало. Это тем, кого я отговариваю. А всем остальным, кто хочет, стремится, мечтает, – всем вперёд! И тот, кому это нужно, – тот знает и не сомневается. А кто сомневается, я всех отговариваю всегда. Я в этом плане очень злой. Даже когда мне пишут, и я вижу цель поступления в театральный «я хочу сниматься в таком-то сериале», говорю: «Слушай, не учись. Эта цель не очень хорошая».
У всех ли есть шанс получить грант? Или есть группы людей, кому точно лучше даже не пробовать?
– Мне кажется, у всех есть шанс получить. Всё зависит от вас, от вашего резюме, от вашего отношения, от вашей готовности. Грант – это большое количество бумаг, которое нужно собирать, делать переводы, готовиться. Группы людей, которым лучше не пробовать… Те кто не хочет заниматься этой профессией, лучше не пробуйте. У всех ли есть шанс получить грант… В принципе, получить есть у всех. Есть, конечно, ряд условий, но это не значит, что они невыполнимые. Условия, повторюсь, написаны на сайтах.
Ты уже был опытным артистом, узнаваемым, когда уехал в США. А молодой артист, вчерашний школьник, может выиграть такой грант?
Самое главное – это ваши мотивационные письма, намерения, желания. И вы, ваша индивидуальность. Потому что рассматривается каждый случай отдельно. Всё читают, все документы смотрят. Вы должны доказать, что вы в этой профессии уже чего-то добились, и ваши победы уже каким-то образом оценены. Будь то дипломы, другие гранты, программы, стипендии, ещё что-то. У меня этого было много всего, потому что я с детства участвовал во всех театральных конкурсах, фестивалях. Получал губернаторские стипендии, стипендии правительства Вологодской области, участвовал в Дельфийских играх. К моменту окончания театрального вуза таких документов стало еще больше….
Важно правильно заполнить документы и писать хорошие мотивационные письма. А мотивационные письма невозможно писать хорошо, если у тебя нет желания. Почему ты хочешь заниматься? Почему ты должен там учиться? Почему тебе должны дать грант? Если ты напишешь: «Я – сын Дональда Трапма, и у меня миллионы долларов», то вряд ли тебе дадут грант. Скажут: «Ты и сам можешь заплатить за себя. Очень похвально твоё отношение к профессии, мы тебя будем ждать в институте, но заплатишь ты сам». Поэтому вы должны написать, почему вы не можете заплатить. Это тоже важно. Это же не просто так: «Дайте мне 50.000 $ ни на что». Грант – это, по сути, тот же кредит. Только тебе его не надо возвращать. Когда ты приходишь в банк, тебя же спрашивают, для чего тебе деньги. Тебе же надо мотивировать, а не просто так: «Дайте мне 50.000 $, я хочу».
Допустим, кто-то отучился в США, но не имеет российского диплома. У такого артиста есть шанс стать известным в нашей стране? Говорят, что у нас смотрят на «корочку?
Кончено, если у вас будет корочка другого вуза… Это такой же вуз, поэтому почему нет? Другое дело, что сам диплом по факту не так важен, нужно ваше актёрское мастерство. Соответственно, если вы будете плохо играть, толку от того, что вы предъявите корочку, никакого не будет. Но… Попробуйте.
Есть ли актерские гранты, которые полностью покрывают расходы? Или всё равно нужно иметь в запасе деньги?
Если полностью покрывают расходы на образование, то такие есть. Если имеются в виду с проживанием, с едой, со страховкой, с книгами, со всем остальным, что вам нужно для учёбы, то, конечно, нет. Ни один грант этого не покроет. Это всё ваши личные расходы. Грант даётся на образование. Но прежде, чем перебираться на другой конец планеты, надо понимать, а будет тебе на что жить? Если у вуза есть кампус и проживание, то за более низкую плату, чем в городе, вы можете жить там. А если кампуса, как в Нью-Йорских вузах, нет, то надо снимать квартиру на общих основаниях. Соответственно, это всё из вашего кармана. По закону США, у вас при снятии квартиры должен быть гарантер – человек, который поручится за вас, что вы не обманете, не съедете, не забаррикадируетесь в этой квартире, не заплатив. Такие случаи бывают. Если у вас такого человека нет, то вам нужно заплатить за год вперёд, если повезет, то за 4 месяца… Тут все не так просто….
Что самое сложное в жизни в США?
Самое сложное, наверное, найти квартиру, выучить язык и перестроиться в бытовом плане. А так – одно удовольствие. Когда вы преодолеете барьеры, станет хорошо. А так… Для меня никаких сложностей не было. Спасибо родителям, которые мне помогали, ведь по студенческой визе работать в Штатах нельзя. При сборе документов придется подавать письма от ваших спонсоров, которые будут поддерживать вас. Если вдруг что, и вы попадёте, не дай бог, в больницу, и у вас не будет денег заплатить, то обратятся напрямую к спонсорам и взыщут с них в судебном порядке. США – не Россия, слово «договоримся» там не работает. Его нет.
А что самое сложное в учебе?
Для меня было самое сложное – разорваться на части. Потому что хотелось всё и сразу. Хотелось пойти на все классы, которые предлагает вуз. Но так нельзя. Предметы в вузе США ты выбираешь сам, формируя свое расписание. Из 40 суперинтересных занятий тебе приходится выбрать 25. До сих пор чувствую себя ущемлённым, что смог посетить не все предметы.
Встречал ли других коллег-актеров из России в Нью-Йорке? Как сложилась их судьба? Им удалось построить там карьеру?
В актерской среде русскоговорящих встречал, из России, из Москвы – мало, всего несколько человек. В основном же это ребята из Бруклина. Я, отвечая на третий вопрос, сразу сказал, что если хотите стать несчастным, поступайте в актёрскую профессию. Все эти глянцевые истории – это глянцевые истории. Делите всё на 25. В Нью-Йорке крайне мало русских актеров, кто там не просто живет, но востребован в той или иной степени…. За три с лишним года у меня перед глазами не было ни одного такого примера. А мне он и не нужен. Я и здесь-то эти примеры вижу редко. Всё происходит со временем и с желанием. Желание будет – всё будет. В Нью-Йорке надо быть универсальным артистом: петь, играть, танцевать. Если ты этого не умеешь, то ты не работаешь. На самом деле, отвечая на эти вопросы, я понимаю, что это суперсложно. Каким образом я уехал? Это только «на дурака» так случилось. И, слава богу, что так произошло. Потому что если бы я знал, от себя же, ответы на эти вопросы, я бы, наверное, не поехал. Хотя вру, поехал бы (смеется).
Что тебе дало образование? В чём это выражается? Когда ты работаешь сейчас, ты ловишь себя на мысли, что что-то делаешь именно потому, что этому тебя научили в США?
Всё дало. Мы же не работаем по шаблону: этому меня научили в США, а это дали в России. Актёрский механизм устроен намного сложнее. Если бы были учебники, все были бы гениальными. Всё сложно. Это абсолютно свой индивидуальный уникальный инструмент, и мне кажется, даже сам артист порой не знает, как он работает. Поэтому сказать, что повлияло… Повлияло всё. Любая информация, она либо в тебя попадает, либо нет. Всё, что во мне – это уже моё собственное, которое смешалось с предыдущим. И получается один большой компот, наполовину сваренный из американских фруктов. Даже, возможно, больше, чем наполовину. Потому что в плане специальности и бизнеса я получил там хорошие знания. Актёрская профессия – строится на жизненном опыте, а Америка научила меня многому! И ежедневно каждую минуту, каждую секунду прожитое влияет.
В плане профессии как бизнеса, наверно, проще говорить. Например, нас учили тому, как проходить кастинги. Но тут индивидуально занимаются с каждым, ведь мы все разные: я знаю, как мне стоять; что мне надевать; с чего мне начинать. Знаю, что я комедийный, и понимаю, как мне это показывать. Если это музыкальный театр, то мы нашли материал, на котором у меня уходит стресс, и я ставлю его первым номером, и на втором спокойно делаю все, что нужно!