Для начала сделаем пометку, что общение с людьми другой веры, пусть и настроенными радикально, вряд ли приведет вас к клинической депрессии. Да, вы можете испытывать дискомфорт, грусть, раздражение или тревогу, но о депрессии, которая требует вмешательства врача, здесь речь не ведется.
Как общаться с радикально настроенным инакомыслящим и как бороться с депрессией после этого
Итак, как же общаться с инакомыслящими, чтобы в итоге не скатываться в депрессивный эпизод? В идеале – никак. И мы сейчас не шутим. Если человек, который придерживается другой веры, радикально настроен и не принимает вашу позицию, стремится склонить в свою сторону или нападает, рекомендуем прервать всякое общение. Может показаться, что это слишком резко и грубо, но подумайте, что вас останавливает от этого? Чаще всего, это предрассудки о том, с кем нужно общаться: родственники, некогда близкие друзья, коллеги. Мы так воспитаны с детства, что за любое жесткое проявление личных границ, испытываем неловкость или даже чувство вины.
Вывод: если человек другой веры настроен радикально, и общение с ним причиняет вам боль, коммуникацию необходимо прекратить. Сделать это нужно четко и один раз. Вы можете кратко объяснить, по какой причине общение будет прекращено. Не нужно пытаться переубедить кого-то или взывать к логике.
Как избавиться от эмоционального дискомфорта
Для этого необходимо выяснить для себя, что именно приводит к такой реакции. Что это? Неоправданные ожидания, обида, несогласие с точкой зрения оппонента? И на все это нужно дать себе право злиться, а после этого запомнить, что неоправданные ожидания или обида, это только ваши проблемы. Да, звучит категорично, но зато правда. Вы можете злиться или обижаться до бесконечности, но корень в том, что все люди разные, и не все могут вам подходить.
Из этого следует, что проблема кроется не в том, что кто-то придерживается другой религии и яростно это отстаивает, а в том, кто не признает, что все люди разные. Самый лучший способ в этой ситуации избежать вымотанности от общения и мук совести, это договориться с собой, что коммуникация с этим человек приносит дискомфорт и тревогу. После этого, чувство вины за то, что вы отвергаете некогда близкого родственника или друга, само по себе испарится.
Как общаться с тем, кто имеет другую религию, отстаивает ее, но не переходит граней
В этом случае взаимодействие строится на принятии. Вопрос в том, что именно вы хотите донести? Если вы также громко отстаиваете свою позицию, то поздравляем вас, вы тот самый инакомыслящий, с которым сложно настроить диалог.
Постарайтесь четко обозначить свою позицию: – “Да, я уважаю твою веру. И я прошу не оскорблять мою. Мы все разные, и нет смысла спорить о том, кто и в какого бога верит. Мы никогда не придем к единому мнению”.
Если человек адекватный и имеет хотя бы каплю критического мышления, он это поймет. И после общения с ним не будет болезненно липкого ощущения. Если позиция ваша не принята и не понята, то вы можете смело возвращаться к первой части статьи. Депрессивный эпизод от общения с инакомыслящим человеком может затрагивать самые разные аспекты психики: чувство вины, тревога, злость, страх, стыд.
Чувство вины и стыд вообще не свойственны человеку. Их прививают с детства чтобы регулировать поведение ребенка. Когда вы это испытываете, напоминайте себе, что вы больше не ребенок и имеете право чувствовать и думать по-другому.
Совет! Постарайтесь минимизировать обсуждение тем религии. Мир меняется, и никто не знает, что будет завтра. Поэтому, все ваши слова касаемо той или иной религии, должны быть крайне аккуратными.
Ольга Романив
Психолог
Книги в тему:
Михаил Майзульс «Воображаемый враг: Иноверцы в средневековой иконографии»
Гербы и флаги с изображением скорпионов, экзотические тюрбаны и колпаки, крючковатые носы, рыжие волосы, багрово-красные, черные или даже синие лица, неестественно вывернутые позы, непристойные жесты и злобно-агрессивные гримасы. В искусстве средневекового Запада применялось множество знаков, которые маркировали и обличали иноверцев (иудеев, мусульман и язычников), еретиков, других грешников и отверженных. Всех их соотносили с «отцом лжи» — дьяволом, а также друг с другом, словно они были частью глобального сговора против христианского социума. Язычников-римлян порой представляли в иудейских шапках и с псевдоеврейскими надписями на одеждах, иудеев — в мусульманских чалмах, а мусульман обвиняли в том, что они поклоняются идолам и взывают к древнеримским богам. В новой книге медиевист Михаил Майзульс показывает, как с XII по XVI в. конструировался образ врага, как в пространстве изображений и на улицах городов работали механизмы стигматизации и как приемы, возникшие в Средние века, перешли в памфлеты, плакаты и карикатуру Нового времени.
Дэвид Линден «Почему люди разные: научный взгляд на человеческую индивидуальность»
Все люди непохожи друг на друга. Этот факт кажется настолько очевидным, что мы редко задумываемся, почему это, собственно, так. Почему кто‑то — сова, а кто‑то жаворонок, кто‑то любит сладкое, а кто‑то горькое, одним нравятся мужчины, другим — женщины, а третьим тесно в привычных гендерных категориях. Нейробиолог Дэвид Линден оценил степень человеческого разнообразия, изучая анкеты на сайте знакомств. Там, как оказалось, люди особенно охотно описывают свои особенности — от цвета волос до пищевых и сексуальных предпочтений, от бытовых привычек до аллергии. «Почему люди разные» — это попытка описать в одной книге все грани нашей уникальности. Линден рассказывает про генетическую изменчивость и влияние среды, от утробы до зрелого возраста, про обучение и индивидуальный опыт, про иммунитет и химические рецепторы, из‑за которых на вкус и цвет действительно нет товарищей. И хотя вы и так никогда не сомневались в собственной уникальности, вы все равно будете заворожены, узнав, как сложен и непредсказуем был путь, который вам пришлось ради нее пройти.