Каждый день герои интервью о достижениях и блогеры из красочных социальных сетей призывают двигаться вперед, развиваться, расти и работать над собой. Что же остается? Брать себя в руки и проходить очередной фитнес-марафон, изучать финансовое мышление и идти в наставничество к смелому и амбициозному инста-коучу.
В голове полная готовность и уверенность идти к цели: “Деньги уплачены. Рядом суперуспешный тренер. Настрой на победу “80 уровня”.
Тут начинается самое интересное. Все взрослые когда-то были детьми, у которых были родители. На пути взросления ребенок проходит значимые моменты развития, которые обучают поведению и реакциям на мир. К сожалению, большинство людей воспитаны методом запретов, наказаний и насилия. Это значит, что наша взрослая психика воспринимает мир через детские травмы.
Достижение целей и результатов приводят к изменениям в жизни, для психики это — стресс и сильное напряжение. Реакцией на стресс становится включение механизмов выживания и психологических защит:
- Беги
- Бей
- Приспосабливайся
История первая. Сомневайся в себе (“беги”).
Вероника поставила цель похудеть, купила абонемент и два раза в неделю уже посещала спортзал. Через два месяца она почувствовала тревогу, потерянность и не знала, как поступить. Ведь время, которое проводилось в фитнес клубе, могла бы посвятить детям, мужу и созданию уюта в доме. Стала замечать недовольное лицо мужа при упоминании о тренировках, хоть он и поддерживал решение заниматься спортом, но вероятность ссоры пугала и заставила сомневаться в правильности решения. Через некоторое время Вероника вернулась к прежней жизни и отгоняет все мысли о занятиях спортом и фитнесе.
Что же произошло?
До семи лет родители часто критиковали и отвергали Веронику. Пришлось покорностью и одобряемым поведением заслуживать любовь и заботу. Взрослая Вероника чувствует себя недостойной следовать собственным желаниям, избегает конфликтов, даже гипотетических, и боится ошибиться. Так детская травма стала препятствием на пути к здоровому и красивому телу.
История вторая. Об избегании (“беги”).
Михаил 5 лет работает в строительной компании и мечтает об участии в большом проекте. Выполняет однообразные и типовые заказы, делает расчеты самостоятельно, со стороны руководителя надзора и давления не происходит. Выигрыш работодателя в тендере на строительство завода дает шанс стать участником проектной команды. Однако Михаил никак не начнет готовить презентацию, откладывает назначение даты собеседования и игнорирует звонки менеджера по персоналу. Мысли, что придется отчитываться перед несколькими начальниками, пугают. Перспектива делать доклады и защищать работу парализует и толкает оставить все, как есть.
Бабушка Миши тотально контролировала все сферы жизни мальчика: водила и забирала из детского сада, выбрала для него школу, друзей и проверяла выполнение домашних заданий. За попытку отказаться или проявить собственные желания Мишу наказывали ремнем. Он решил, что никто и никогда не заставит его быть тем, кем он не является, и делать то, чего он не хочет. Сама по себе это — хорошая идея. Но в ситуации с проектом завода, всю свою энергию он тратил на избегание решений и борьбу за отстаивание права оставаться свободным в работе, а не на том, чтобы реализовать мечту, сотрудничая, а не воюя с другими. Это привело к прокрастинации, пассивности и отсутствию перемен.
История третья. Бунт (“бей”).
Кирилл вступил в бизнес-клуб. Стремление повысить статус и доход давно присутствовали в планах. И вот он там, где люди обладают связями, навыками и опытом, которых у него нет. Каждый день он проверяет переписку в канале клуба, отвечает на сообщения, ездит на мастер-классы и разборы, работает с бадди, ведет дневники и отчеты. Проходит несколько месяцев, появляются первые результаты, однако Кирилл замечает, что задания клуба раздражают, тренера кажутся поверхностными и глупыми, одноклубники ленивыми и безответственными. Каждое утро он переживает, что вложения не окупятся и каким же он был простофилей, что поверил грандиозным обещаниям.
В детстве отец Кирилла предъявлял к нему чрезвычайно высокие требования. Вместо одобрения мальчик получал критику или отвержение. Желания и потребности Кирилла не замечались и не учитывались. Он злился, становился недоволен собой, чувствовал себя нелюбимым, поверил, что успехи не для него. Так ранняя травма научила и отношению к другим: критикуй, не доверяй, контролируй.
История четвертая. Об уступчивости (“приспосабливайся”)
Софья много лет работает заместителем отдела в банке. Исполнительная, обаятельная, работоспособная, надежная — так о ней говорят коллеги и подчиненные. Только Софья чувствует одиночество и разочарование. Она вкладывает всю душу в работу, выходит в праздники и выходные, однако повышение в должности и зарплате так и не наступает. В соседний отдел уже взяли рядового менеджера на больший оклад.
У маленькой Сони не было отца, а мама часто болела. Быть неудобной и отстаивать собственные интересы стало опасным: мама в такие моменты начинала переживать, хвататься за сердце и обвинять в бессовестности. Девочке пришлось быть услужливой, заботливой, внимательной. Интересы и желания других людей всегда были важнее и значимее, чем личные.
История пятая. Будь трудоголиком (“приспосабливайся”)
Дом, работа, дом, работа — так обозначила Наталья на консультации ежедневный маршрут. Она не отдыхала, почти не спала и много ела, но стремление сделать все идеально и довести до совершенства заставляло стараться и суетиться. Каждый день она создавала картинку прекрасной семьи и самого лучшего отдела продаж. «Хочешь, чтобы было сделано — сделай сама» — Наталья гордилась этим девизом и не замечала, что происходит вокруг, потому что была поглощена работой и делами. Свидания с мужем, кино с подругами, вечер с детьми, массаж и уход за собой давно уже выпали из планов Натальи и казались чем-то недостижимым, а может даже и ненужным. Логика подсказывала — работа и труд принесут похвалу и уважение. Привычно игнорировала и запивала обезболивающим головные боли, слабость и тяжесть в спине и шее.
Что же произошло?
Так работает травматический семейный сценарий. Мама и бабушка Натальи постоянно занимались полезной деятельностью, а в минуты отдыха выполняли чуть меньше задач, чем обычно. Рядом с ними Наташа научилась работать в ущерб здоровью и отказываться от отдыха, потому что больше похвалы получала за действия и достижения. Чувствам и эмоциям не придавалось особого значения, поэтому девочка освоила, что полезнее полагаться на логику, больше работать и думать, чем чувствовать. Нормально изнурять себя, стараясь сделать максимально много. Часто единственным способом сделать паузу и не чувствовать себя виноватым было заболеть и свалиться без сил.
Отклонение от плана, страх ошибок и столкновение с препятствиями на пути к цели не говорят о том, что вы ленивый, неудачливый или слабый. Столкновение с детской травмой всегда неожиданно и непредсказуемо. Экологично и грамотно идти к успехам и достигать желаемых результатов помогут заботливое отношение к себе, изучение эмоций и терапия с психологом.
Шергина Лилия
психолог-практик
коуч руководителей и владельцев бизнеса.