Варвара Лабутина, арт-директор и сооснователь чарм-компании LeDiLe рассказала журналу Foodika.ru об истории создания компании, интересных коллекциях и планах на будущее.
Варвара, вы по образованию – архитектор. Как получилось, что вы занялись ювелирным бизнесом, да еще таким необычным направлением — изготовлением чармов?
Да, совершенно верно. В свое время я мечтала стать архитектором, поступила в МАрхИ, а на последнем курсе, поняла, что хочу заниматься чем-то другим. В итоге вступила в семейный ювелирный бизнес, и мы открыли для себя новое, совершенно неизведанное направление в России — серебряные чармы. Это маленькие тематические подвески, которые собираются на браслет-основу и носятся как амулеты, талисманы или просто в качестве красивого аксессуара на руку. У нашей прабабушки как раз хранился такой старинный чарм-браслет из стерлингового серебра, который передавался из поколения в поколение. Мы буквально влюбились в эти изделия и начали подробно изучать историю их возникновения. Оказалось, что история чармов насчитывает сотни лет, законодательницей мод выступила королева Виктория, а затем браслеты стали так популярны, что их можно было встретить практически повсюду! И сейчас чарм-индустрия активно развивается по всему миру, а в нашей стране о них мало кто знает. Можно сказать, что LeDiLe — первая компания в России, кто стал специализироваться именно на изготовлении чармов.
Когда был запущен первый магазин LeDiLe? С какими трудностями пришлось столкнуться при открытии магазина?
Официальное открытие интернет-магазина состоялось 3 марта 2012 года. Мы начинали с маленькой ювелирной мастерской. Первые модели «подглядели» с бабушкиного чарм-браслета, а затем начали уже придумывать что-то свое. Для того чтобы выходить на рынок не с пустыми руками, мы несколько месяцев готовили ассортимент будущего магазина: работали чуть ли не круглыми сутками, чтобы сделать тот объем, который мы себе установили. В итоге к открытию интернет-магазина у нас уже было порядка 700 чармов и 10 коллекций. А сейчас, спустя 4 года, у нас уже около 2000 позиций и более 30 коллекций серебряных подвесок.
Как о вас узнавали первые покупатели?
Мне кажется, в двух словах очень сложно рассказать о том, сколько любви и труда ты вкладываешь в каждое изделие. Мы создали странички во всех соцсетях, а в ЖЖ я стала вести собственный блог, где рассказывала и продолжаю рассказывать об истории чарм-браслетов и процессе их изготовления. В результате первыми покупателями стали читатели моего блога.
Как разрабатываются коллекции?
Сначала мы придумываем общий концепт будущей коллекции. При этом если раньше мы просто разрабатывали тематические чармы, допустим, флору и фауну, то теперь коллекция продумывается полностью. Сейчас в ней обязательно присутствуют серьги, браслеты, кольца, подвески и, конечно же, чармы. Первый этап — прорисовка на простом листе бумаге, а затем рисунок переносится на компьютер, в 3D-программу. Очень часто наши изделия содержат подвижные механизмы, допустим, у детской колясочки крутятся колесики, а яйцо с цыпленком открывается и закрывается. Поэтому точность рисунка должна быть буквально до сотых миллиметра, иначе механизм просто не будет работать. Затем 3D-принтер наращивает модель из специального воска, после чего она отливается в металле, обрабатывается, затем с нее снимается резинка-матрица, с помощью которой изделие тиражируется. После этого мастер вручную обрабатывает изделие, полирует, чернит и наносит эмаль. Подвижные механизмы так же собираются вручную. Последний этап — опробирование в Пробирной палате РФ. То есть с этапа разработки до поступления чармов в продажу проходит где-то 1,5-2 месяца.
Сложно ли конкурировать с более известными брендами?
У нас сложность не столько в конкуренции, сколько в малой информированности людей о чармах как о ювелирном направлении. Например, с приходом зарубежного бренда «Pandora» практически у всех сложилось мнение, что браслет с подвесками — это шармы-бусины. Приходится объяснять, что чармы — это те же подвески на браслет, только произношение на английский манер, и что наши чармы — это классические серебряные подвески на карабинах.
С другой стороны, появилась масса китайской продукции, штампованных чармов, которые очень дешево стоят на рынке. Наши изделия нужно трогать, смотреть вживую. Тогда можно в полной мере оценить, насколько качество наших чармов отличается от зарубежных.
Как складывается цена изделия? Ведь важное значение имеет вес драгоценного металла?
Разумеется. Во-первых, в связи с резким скачком курса доллара взлетели цены на серебро и золото. Сейчас грамм золота в среднем оценивается на рынке около 3000 руб. за грамм, поэтому мы предпочитаем работать с серебром. Но серебро — более сложный в плане работы металл, большую часть себестоимости изделия составляет работа мастера. Например, чарм стоимостью ниже 1000 руб. изготовить иногда сложнее, чем более дорогое изделие, потому что металла меньше, а работы мастера — больше. Но мы стараемся держать цены, так как ориентируемся на покупателя со средним достатком.
У Вас очень много разнообразных коллекций. Откуда приходят идеи?
Буквально отовсюду! Мир настолько разнообразен и красочен, что мысли и мечты сразу же принимают материальную форму на бумаге и, впоследствии, реализовываются в чармах. У нас столько разных идей для будущих коллекций, вы себе просто не представляете!
Некоторые коллекции связаны с Россией: коллекция Пушкина, русский фольклор…С чем связан подобный выбор?
Нам хочется подчеркнуть, что мы российская компания, показать всю красоту и мощь российской культуры. Недавно создали коллекцию, посвященную цирку Никулина на Цветном бульваре, ведь это один из старейших цирков в России, история которого начинается аж в 1880 году! А коллекцию Пушкина мы выпускали ко дню рождения великого поэта, все чармы создали по его сказкам с золотыми элементами: белочка с орешком-изумрудом в золотой скорлупке, ученый кот на золотой цепи, золотая рыбка, исполняющая желания…
Такого ни у кого в мире нет, почему бы не раскрыть весь потенциал российской культуры, если у нас есть такая возможность?
Считаете ли вы себя успешным предпринимателем?
Этот вопрос несколько преждевременный. Пока мы работаем над имиджем и узнаваемостью компании, чтобы впоследствии масштабировать бизнес и развиваться уже по всей России.
То есть планы на развитие у вас глобальные?
В 2015 году мы вышли на франшизное предложение. Разработали фирменное оборудование, выкладку, маркетинговое сопровождение. За годы работы компании появилось понимание рынка, методов эффективных и неэффективных способов продвижения продукции. В мае открывается наше представительство в Риге, а в Москве продукцию LeDiLe можно найти на 4-ом этаже универмага «Цветной» в ювелирном бутике «Магия ди Гамма». Мы регулярно выпускаем новые коллекции, которые, безусловно, будут интересны и региональным рынкам нашей страны.
Какие тренды мы можем наблюдать на ювелирном рынке сейчас? Изменилось ли что-то в последние годы?
Ювелирный рынок очень консервативен, только в последние годы начали происходить какие-то изменения, и тому виной — экономический кризис. Раньше более 80% компаний работали по принципу «общей закупки», не было ни разбивки по коллекциям, ни понимания брендирования продукции. Вы же не задумываетесь над тем, в каком магазине вы приобрели то или иное кольцо или серьги. В последние годы в связи с падением доходов населения, продажи ювелирных украшений резко упали. Поэтому сейчас компании ищут любые способы выживания на рынке, в противном случае они просто будут вынуждены закрыться.
Какие вы видите дальнейшие перспективы развития рынка?
Сейчас акцент стал делаться на индивидуализацию украшений. Покупателю стало важно, чтобы изделие было создано по дизайнерским эскизам, красиво упаковано и представлено на витрине. Оно должно нести свою историю, свой собственный концепт. Ведь клиент покупает не украшение, а эмоции, которые он получает при покупке.
Приятное обслуживание, индивидуальный подход к клиенту во всех проявлениях — на мой взгляд, это основные тренды ювелирного рынка на ближайшие 5-10 лет.
В Европе нет никаких гипермаркетов ювелирных украшений, а есть десятки, сотни маленьких, аутентичных компаний, которые работают и производят продукцию для всего мира.
Важно создать такой продукт, который будет актуален вне времени и пространства. Чарм-индустрия доказала свою стойкость, оставшись популярной спустя сотни лет. Надеемся, что и у нас получится.