Стрит-арт давно уже признан искусством, но искусством совершенно особым, склонным к вызову и неординарной подаче. Для команды ZUKCLUB уличное искусство — это, прежде всего, постоянный диалог художника с городом и его жителями. Участие в проекте ibis Street art/Street food стало продолжением этого диалога, в котором они размышляли на тему «Сны о городе». О своих впечатлениях Сергей Овсейкин, основатель и лидер этого творческого объединения, рассказал редакции «Foodika».
«Моя ценность — это моя команда: хочешь идти быстро – иди один, хочешь идти далеко – идите вместе!»
Расскажите о себе.
Я родился в Москве и практически все детство провел в районе ВДНХ. Поскольку я увлекался стрит-артом еще со школы, то, когда пришлось решать, куда поступать, выбрал факультет графического дизайна Московского института электроники и математики.
Как вы поняли, что хотите заниматься искусством?
Мы были школьниками в конце 90-х, когда стрит-арт только появился в России. Это было что-то принципиально новое и крутое – как хип-хоп, брейк-данс или скейтбординг. Захотелось попробовать, попробовал – и увлекся.
Как начинался ваш путь, сложно ли было реализоваться в этой сфере?
Долгое время мы с одноклассниками рисовали на поездах и заборах, а потом, в 2005 году, я привез из Берлина книгу известного художника Шепарда Фейри. Именно она дала толчок для появления наших первых оригинальных работ, относящихся к новому типу уличных рисунков, в дальнейшем получивших название «стрит-арт».
Как вы нашли свою стезю в художественном мире – почему вы выбрали именно направление стрит-арта?
Когда создаешь крупномасштабную работу на улице, ее видят тысячи людей. Это универсальный способ что-то сказать обществу. Мне нравится, что стрит-арт – это субъективное понятие. В нем найдется место для любой идеи и любой личности.
Как пришла идея создания своей команды? Как все начиналось, и почему именно такое название (ZUKCLUB)?
Мы создали нашу команду еще в школе, просто потому что хотели рисовать граффити. Изначально аббревиатура «ЗУК» ничего не значила, но в один прекрасный момент нам надоело это всем объяснять, и мы придумали расшифровку – «Зебра Улетела Куда». Как я говорил, первоначальная группа состояла из меня и моих одноклассников, но в институте я нашел еще четверых художников, которые присоединились к нам. Сейчас ZUKCLUB представляет собой коллектив, куда могут попасть не только другие стрит-артеры, но и просто люди с близкими нам идеями, поэтому наш состав часто меняется.
В чем вы находите вдохновение для своих работ?
Творчество – это процесс, и я в нем 24 часа в сутки, но время от времени происходят события, которые впечатляют больше других, дают пищу для размышлений. Идеи, появившиеся в результате, ложатся в основу новой работы.
Что для вас стрит-арт?
Прежде всего, это способ рассказать обществу о проблемах, которые меня волнуют. Например, образы, которые я создаю в последнее время, в основном социальные: митинги, панки, заключенные, полицейские.
Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать художник, чтобы добиться успеха?
Я считаю, самое главное в любом произведении искусства — это смысл. Художника от маляра отличает то, что его работа отражает его мысли!
Расскажите о выставке «Сны о городе», в рамках проекта ibis Street art/Street food.
Подобные проекты важны для нашей команды, потому что помогают сделать популярным то, что мы любим и чем занимаемся, вселяют уверенность в том, что у стрит-арта в России есть перспективы. В данном случае нас, к тому же, весьма заинтересовала тема выставки – «Сны о городе». В ней любопытным образом сочетаются урбанистическая составляющая и романтика: ритм улиц и шум становятся музыкой, а стены домов, лужи, люди на ярких велосипедах и огни окон превращаются в квинтэссенцию красок и эмоций. Также я рад, что могу поучаствовать в поиске новых имен в стрит-арте: в каждом городе, куда приезжал проект, проходили состязания, в которых участвовали молодые художники. Всего таких городов в этом году было восемь – от Калининграда на западе до Астаны на востоке.
Как вы понимаете основную идею фестиваля ibis Street art/Street food? Близка ли вам его концепция?
Заглавная тема проекта ibis Street art/Street food в этом году – «Сны о городе». Она была выбрана неслучайно: это своего рода точка пересечения различных идей. С одной стороны, одна из ценностей бренда ibis – здоровый, комфортный сон. С другой, сны – очень интересная тема для творчества, ведь это скрытая часть жизни, которая позволяет нам пережить совершенно фантастический опыт. В них даже обычные вещи обретают новый смысл, становятся сюрреалистичными и вызывают целую гамму чувств. Город тоже связан со множеством эмоций и событий, а в центре всего этого современный человек, который всегда находится в погоне за чем-то бОльшим – за новым опытом, новыми возможностями, новым собой. Мне было очень интересно работать над визуализацией такой непростой темы.
Ведете ли вы подсчет своим работам? Есть ли у вас любимые работы/проекты?
В 2010 году мы запустили проект, который так и назывался — «100 проектов». В него вошла сотня различных проектов, созданных в разных странах на протяжении последних 5 лет. Но в принципе, мы не ведем подсчет работ, я думаю, этим займутся искусствоведы в будущем, мы же размышляем о том, что будем делать в следующий раз!
Какие планы на будущее?
Сейчас мы выпустили книгу, посвященную нашим работам разных периодов. Ее подготовка заняла почти год. Следующий шаг будет еще более монументальным и важным, но пока я не могу о нем рассказать.
Хобби, досуг?
У меня нет хобби, поскольку я живу и интересуюсь только искусством. Хотя нет, вру: по воскресеньям я играю в футбол.
Зачем вы занимаетесь стрит-артом? Что это Вам дает?
Я занимаюсь стрит-артом в первую очередь потому, что мне это нравится. А во вторую – потому что он очень многое дает: путешествия по городам и странам, общение с интересными людьми. Если честно, я не представляю себя в другой профессии.
Ваши кумиры, почему?
Мне нравятся сильные люди, смело идущие вперед и добивающиеся успеха. Если говорить про современное искусство, мой любимый художник – стрит-артер из Италии, работающий под псевдонимом BLU. Его радикальность и отношение к жизни меня поражают.
Любимые книги?
Я люблю Ремарка и Булгакова. В этом году прочел множество книг, но больше всего запомнились «451 градус по Фаренгейту» и «Шантарам».
Самое большое достижение в жизни для вас сейчас – это …
Рождение моей дочери! Нет ничего важнее, чем новая жизнь.
Ваши жизненные ценности?
Моя ценность — это моя команда, я не из тех художников, которые реализуются в одиночку. Хочешь идти быстро – иди один, хочешь идти далеко – идите вместе!
Что больше всего нравится в вашей профессии?
Я очень люблю большие стены: чем они больше – тем лучше. На данный момент самая большая стена, расписанная нами, занимает 3 тысячи квадратных метров, а по моим скромным подсчетам за все время творчества мы расписали около 40 тысяч квадратных метров. Хотя, конечно, главное – контекст, смысловая нагрузка той или иной работы, а не квадратные метры.
5 слагаемых успеха для начинающего художника?
Если бы я сам их знал! Но точно могу сказать, что в эту пятерку входит усердие и уверенность в правильности того, что ты делаешь, даже если все вокруг говорят, что ты псих и стабильность важнее!