Дочь летчика, внучка летчика, сторонник концепции магического реализма, автор стихов для детей и взрослых, популяризатор чтения.
Надежда проводит с детьми бесплатные развивающие занятия по стихосложению, сочиняет стихи для популярного сериала, пишет полезные статьи для родителей, является автором собственной методики по развитию фантазии и активным популяризатором чтения.
Ее книгу “Не бывает”, написанную специальным шрифтом, подходящим для детей с дислексией, уже проходят в школе, она включена в подборку рекомендуемой литературы журнала “Читаем вместе”, а несколько экземпляров хранится в научной библиотеке Московского зоопарка.
Стихи — это дистанция, доступная каждому. Какая польза в стихах, как их продвигать и почему они обязательно нужны детям. Мы поговорили с поэтом и журналистом, автором книги “Не бывает”, Надеждой Подколзиной.
Скажи, а в чем мотивация? Сейчас ведь многие пишут. Некоторые даже очень неплохо. Как продираться сквозь эту лютую конкуренцию, а самое главное зачем. Ведь не деньги же?
Не деньги) Это вообще довольно сложно контролируемый процесс. В голову сами по себе приходят приходят сумбурные мысли, и тебе не будет ни сна, ни покоя, пока ты их не оформишь. Вот ты идешь, предположим, жарить котлеты. И тут понимаешь, что “бисер” неплохо рифмуется с “киснет” и с этим надо что-то срочно делать.
Будто загорается какая-то лампочка, ты хочешь что-то сказать или реагируешь на события и таким образом их переживаешь. Это могут быть легкие, приятные события, связанные с путешествием или лежащим в луже смешным поросенком. Могут быть более сложные, актуальные, но ты понимаешь, что хотел бы их как-то объяснить детям.
То есть, это такой в некотором роде универсальный язык, на котором можно просто о важном. Он понятен не всем, но с его помощью объединяются по-настоящему свои люди, которые мыслят схожим образом и переживают о тех же вещах.
Стихи в этом смысле вообще очень благодатный формат. Если повесть или даже рассказ сегодня одолеет не каждый, то стихи — это дистанция, доступная каждому. Поэтому в короткие рифмованные строчки с одной стороны легче вплести какие-то важные смыслы. Но с другой, конечно, сложней. Попробуй, вплети.
А насчет мотивации — тут проще. Я периодически провожу занятия с детьми, мы играем в стихи, они рассуждают, анализируют и пробуют сочинять сами. И читаем, конечно. Когда ребенок подходит и говорит:
- Это значит и у меня внутри тоже сила, да?
Или
- А мне теперь тоже про Робинзона почитать хочется.
Мне кажется, что я в принципе не зря все это затеяла.
Конечно, так бывает не всегда. В том прекрасном возрасте, для которого я чаще всего пишу, сложно высидеть даже одно короткое занятие. Дети слышат про открытия, приключения, путешествия, шалости и им хочется тоже. Все и сразу: отправиться на остров Бугенвиль, навестить скучающего Робинзона, разыскать отвагу, отхлебнуть какбудтошнего чая, а во сне открыть великую таблицу или что-то не менее масштабное. Но это и здорово. Фантазия уносится в такие дали, что даже наш с вами родимый Рукав Ориона остается далеко за горизонтом событий. Они узнают новые слова, примеряют на себя необычные роли и понимают, что кое-чего полезное и в книгах можно раскопать.
А у тебя еще взрослые стихи есть. Почему ты их никак не продвигаешь?
Наверное, с детьми я смелее, потому что они еще готовы верить и слушать. Как сторонник магического реализма, я убеждена в том, что в мире есть какое-никакое волшебство. Но не всякий взрослый готов в него поверить. А я пока еще не готова убеждать. Родные души находятся в социальных сетях, они отзываются, делятся своими ощущениями, и мне пока этого диалога вполне достаточно.
А детские как продвигать?
Пока не большой эксперт в этом вопросе. У меня все случилось очень спонтанно. Прямо как по волшебству. Случайно прочитанный стих понравился случайному (тогда еще) человеку и человек поделился информацией со знакомым издателем. Тому случайно все понравилось и он предложил делать книжку. Волшебным образом нашла иллюстратора, Лену Буслаеву, которая рисовала прям как будто из моей головы, только профессионально, круто и без психоделики. У нее дома — как в сказке, везде и всюду краски. Миллион красок всех оттенков и консистенций, даже магическая золотая поталь.
Мы встречались в кафешках с кучей листов и фломастеров, обсуждали, рисовали — это очень классный опыт, конечно. Вот только еще ничего не было, а тут хоп и ондатра плывет. И баранки появляются. С маком!
Книжка вышла, но очень маленьким тиражом, который разлетелся моментально.
И меня вся эта история здорово воодушевила. Когда от незнакомых людей приходят такие теплые отзывы, когда продолжают поступать предзаказы, начинаешь верить, что делаешь что-то по-настоящему нужное.
Запустила проект на Бумстартер, попробую собрать на переиздание нового тиража. Если и он разойдется также быстро, тогда уже издательство возьмет на себя финансовые обязательства по печати дополнительных экземпляров.
Тогда давай опять вернемся к первому вопросу. Книг много, почему надо поддержать именно твою, чем она отличается?
Главная особенность — это шрифт, подходящий для детей с дислексией. Его разработал голландский специалист, а издатель Алекс Минц, адаптировал его для русского алфавита. Буквы более крупные, утяжеленные к низу, помогают сфокусироваться на тексте и облегчают процесс чтения. Ведь у дислексиков с этим большущие сложности. Получается, книга действительно может помочь, поэтому мне бы хотелось, чтобы как можно больше ребят имели возможность с ней познакомиться.
Ну и сами стихи, конечно.
В них есть полезное для школы, для развития фантазии и кругозора. Сюжеты носятся по всей планете и даже за ее пределы. И когда ребенок в это погружается, он начинает додумывать, дорисовывать, добавлять свое. Или просто запоминает новые слова или необычные географические названия. Есть, например, веселое стихотворение, в котором много словарных слов. Конечно, когда, например Пенал — это персонаж, запомнить как он пишется легче. Но в то же время, дети могут ошибаться и это не всегда плохо. Это исследование. Ошибка может привести к новым открытиям. Например, может появиться сомолет, полный сомов, сомих и сомят. В игровой форме запоминать легче.
Детям надо верить в хорошее. И в себя — обязательно! Вот это все я в книжку вложила. А Лена картинками украсила, чтоб вообще сомнений не осталось. Я — могу! Скептицизм, рациональное мышление — это все здорово и важно, но в детстве должно быть волшебство и железобетонная уверенность в существовании какого-то монументального добра, которое где-то все равно существует. И чем сильнее веришь, тем оно заметнее.
А сейчас где можно ее почитать?
Книга есть только в детской библиотеке им. Добролюбова на Арбате и в открывшейся недавно научной библиотеке Московского зоопарка. Еще есть ознакомительная онлайн версия. Ну и на сайте, конечно. Там вообще все стихи. Только без картинок.
Расскажи какие-то упражнения полезные для развития фантазии и как они работают?
Их главный плюс в том, что они подходят не только детям, но и взрослым. Например, какие-то я использую на занятиях со студентами.
Это очень хорошо тренирует мозги. Можно считать в уме примеры, а можно подбирать к словам рифмы. Едешь на работу “светофор — помидор”, “пешеход — круглый год”, “дорога — синагога” и так далее.
Одна из моих самых любимых, в которую интересно играть всем, рассказ из первых букв имени.
Например:
Набрал
Изюбрь
Немного
Ананасов
Это хорошо подходит даже для серьезных компаний, которые проводят мероприятия по сплочению команды, ну и, конечно, очень нравится школьникам.
А еще есть — чепуха! Это такой стихотворный стиль.
Суть его в том, чтобы соединять то, что на первый взгляд соединить невозможно. И чем больше нагромоздить несообразностей, тем смешнее выйдет результат.
Заниматься чепухой не только весело, но и полезно. Такие упражнения здорово тренируют мозги и качают мышцу фантазии. Эдвард Лир, например, очень это любил. И Льюис Кэролл, и Саша Черный.
Даже ученые всерьез занимались чепухой. И выяснили, что сбитый с толку отсутствием смысла человеческий мозг начинает работать более активно и творчески. И опытным путем установили, что после таких разминок легче решаются сложные задания.
Если взять за лапу рысь,
Лето наступает
Кто-то громко крикнул “брысь!”
И уплыл в трамвае.
Но самое классное упражнение — это чтение. Горизонты открываются сами собой, приходят ответы на вопросы, новые классные идеи и жизнь становится ярче. Чтение — это суперсила, которую может получить каждый. Кстати, для того, чтобы процесс получения прошел более эффективно, очень советую книгу С.И. Поварнина “Как читать книги”.