Что такое критерий успешности в современном искусстве? Как добиться признания начинающему художнику? С чего начать свой творческий путь? Об этом и многом другом мы поговорили с Натальей Капчук – художником, арт-амбассадором Общества Искусств, Моды и Спорта при Парламенте Великобритании. Наталья ведёт авторский видеопроект на канале YouTube «Kapchuk Art Diaries».
Наталья, сейчас Вы живете и работаете в своей художественной студии в Лондоне, а до этого несколько лет руководили галереей современного искусства в Дубае. Расскажите, пожалуйста, как формировался ваш карьерный путь и что на него повлияло?
Основу моей зарубежной деятельности заложило высшее образование, я окончила факультет «Международных отношений» и переехала в Дубай для работы в галерее современного искусства «Art Loft». В то время арт-рынок Ближнего Востока начал стремительно развиваться, художники стали активно принимать участие в выставках, нужно было знакомиться с их работами и отбирать наиболее актуальные для экспозиций, вести переговоры с коллекционерами и кураторами ярмарок в Европе и Азии. Помимо лингвистических навыков мне очень помогли знания об истории мировой культуры и основы изобразительных искусств, которые я получила еще в детстве благодаря моей маме, она скульптор и искусствовед. В 2016 году я вернулась к профессиональной живописи, а чуть позже переехала в Лондон для повышения навыков и работы над своим художественным проектом.
На сегодняшний день Вы уже достаточно востребованный художник, быстро набирающий популярность. С чего вы начали профессиональную художественную деятельность?
В первых работах, таких как «Blue tiger», «Pink leopard», «Tiger’s kiss», «Buddha face», «Euro-Asian girl», «Fashion time machine» я экспериментировала с абстрактной живописью и элементами коллажа. В последующих произведениях сохраняла смешанную технику, но уже начала добавлять дополнительные материалы, например, алмазную пыль, сусальное золото. Чтобы расширить знания о техниках создания арт-объектов, я закончила курсы Collage to Canvas в Chelsea College of Arts и Mixed Media Painting в колледже искусства и дизайна Central Saint Martins в Лондоне.
Как Вы считаете, на какие основные моменты должен обратить свое внимание молодой художник? В чем секрет успеха и признания автора?
Начинающий художник должен понимать, что классическими техниками в современном искусстве уже трудно проложить себе дорогу к успеху. Невозможно превзойти Ива Кляйна, Ай ВэйВэя, Бенкси, Такаси Мураками, Ромеро Бритто, Яёи Кусама, Марину Абрамович, Паситу Абад, Керри Джеймса Маршалла, Хито Штейерль и других признанных мастеров. Поэтому, нужно искать что-то новое, «свое», чем можно покорить сердце зрителя. Современному искусству свойственна новизна, изобретательность, шоковое воздействие на человека. Важно использовать новые технологии, экспериментировать с материалами, изучать их свойства, комбинировать. Художнику важно обладать видением концепции произведения и, по средствам выбранной техники и сторителлинга, оставить след в сознании человека, а, быть может, и изменить его самого или отношение к окружающему миру. Некоторые творческие люди считают, что нужно ждать вдохновения и только тогда создавать работу. Я не согласна с этим, художник должен постоянно находиться в процессе созидания, организовать каждый свой день так, чтобы определенное количество часов было затрачено на работу. Нужно выработать конструктивный подход: плодотворно созидать, изучать, экспериментировать с интересными материалами, продумывать темы, пробовать дорабатывать свои произведения. Но при этом, стоит также подумать и о продвижении созданных арт-объектов, как и где их может увидеть зритель. Каждый начинающий художник выбирает свой путь, ориентируясь на собственные знания и возможности.
Несмотря на полную самоотдачу, у любого, даже самого успешного художника, возникают какие-то определенные трудности в работе. А с какими из них сталкивайтесь Вы при создании произведений?
В своей новой серии работ «The Lost Planet» я использую натуральные и индустриальные материалы. Из органических: кору дерева, мох, сухие цветы, камни, кристаллы, алмазную пыль, сусальное золото; а из искусственных: пластик, стеклянную и металлическую крошку, различный неорганический мусор. Зачастую сочетать их между собой и применять в работе нелегко, ведь они имеют совершенно разные физические свойства. Кроме творческой составляющей произведения, я думаю и о последующей сохранности всех элементов и долговечности. Я абсолютно исключаю возможность того, что через 10-60 лет, фигурально выражаясь, какая-то деталь в моей работе отпадёт или потрескается. Чтобы этого не произошло, использую определённые технологии. Например, каждую готовую работу покрываю слоем полимера из двух синтетических ингредиентов. Но это уже последняя стадия изготовления. Сначала я создаю основу произведения, в серии «The Lost Planet» она круглой формы, как наша планета, а затем отдельные элементы закрепляю на ней и декорирую разными слоями для изображения и придания нужной текстуры поверхности.
Вы выбрали тему экологии в серии работ «The Lost Planet». Почему это так важно для Вас? Какие исследования Вы проводите?
Мы каждый день своими собственными руками уничтожаем наше будущее. Вот, к примеру, возьмем пластик. Вы когда-нибудь задумывались сколько его потребляет хотя бы один человек в день? Под действием различных факторов использованный пластик попадает в Мировой океан, а из него, распавшись на микрочастицы, в питьевую воду, рыбу и животных, и воздух. Ежегодно в океанах оказывается от 4 до 12 млн. тонн пластика. И этот процесс необратим. Человеку остается только одно – предотвратить бедствие через ограничение потребления. Я давно уже отдаю предпочтение стеклянной и бумажной таре. Первая идеально подходит для воды и многоразового использования, вторая для продуктов питания. Также я поддерживаю благотворительные организации, целью которых является защита Мирового океана и окружающей среды.
Например, недавно приобрела лот в рамках аукциона в поддержку решения проблем изменения климата на Smart Climate Day в Нью-Йорке. Я рекомендую всем обратить внимание на глобальность проблемы и начать ее решение с собственных действий. Каждый из нас может отказаться от использования пластиковой бутылки для воды и нового полиэтиленового пакета в супермаркете. Через мою творческую деятельность я пытаюсь призвать людей к осознанности, чтобы они поняли масштабы бедствия. Серия работ «The Lost Planet» полностью посвящена теме экологии. В ней я, с одной стороны, подчеркиваю красоту нашей планеты, уникальность природы континентов, каждого уголка на Земле, а с другой – показываю негативное, разрушающее действие человека и его производных на окружающую среду. Проект состоит из двадцати арт-объектов. Центральная инсталляция, которую я сейчас создаю, будет выполнена из мусора. Работая над этим художественным объектом, я изучила свойства пластика, реакции на внешнее воздействия и изменения.
Как художник и ведущая авторской программы «Kapchuk Art Diaries» Вы посещаете и освещаете различные ярмарки современного искусства и выставки по всему миру. Какие больше всего понравились и запомнились?
Я принимаю участие во многих масштабных арт-событиях, потому что уделяю особое внимание доступности современного искусства. В рамках авторского проекта «Kapchuk Art Diaries» каждый желающий может увидеть работы молодых и признанных художников на арт-мероприятиях, среди которых крупные международные выставки, ярмарки современного искусства, биеннале, а также ознакомиться с актуальными тенденциями в арт-индустрии, о которых рассказывают авторитетные кураторы, галеристы и арт-дилеры в выпусках программы. В прошлом месяце я посетила ярмарку современного искусства «Cosmoscow 2019» в Москве, где представляли художников галереи из 14 стран. Меня вдохновили произведения Владимира Мацкевича на стенде арт-галереи «К35» из серии «Буквальные портреты», исполненные тушью на бумаге. На работе «Владимир Маяковский» была нанесена многозначительная надпись «Не любить. Не скучать. Не ревновать. Не получается», а портреты Владимира Высоцкого и Виктора Цоя автор создал из строк их стихов, в буквальном смысле составляющих основу изображения. Еще хочу отметить арт-объекты Джейкоба Якубова, представленные на экспозиции WHO I AM GALLERY. Его работа «Mandala» выполнена в смешанной технике из стали с использованием нефрита, технических элементов, чипов. Она привлекает внимание сложной геометрической структурой и символизирует нечто абстрактное, можно сказать, что нашу Вселенную. Чуть раньше я приняла участие в выставке «Consciousness» в рамках арт-фестиваля «Anima Mundi» в Венеции. Представила две работы: «Antarctica» посвящена проблеме таяния льдов на Южном полюсе; и «Lost in Blue» отражает неограниченную добычу природных ресурсов человеком, вследствие которой постепенно изменяется поверхность земли, состав воды и природные цвета регионов. В начале октября я осталась под впечатлением от посещения ярмарки Frieze в Лондоне. Больше всего мне понравились работы художника Sterling Ruby (GAGOSIAN GALLERY) в Main Section. Его сочные картины с преобладанием насыщенного желтого как будто наполнены солнцем. В Regent’s Park мое внимание привлекла работа «ONE through ZERO» скульптора Robert Indiana. Огромные числа от 0 до 9 как будто довлеют над человеком, показывают, что все в нашей жизни зависит от чисел: время, даты. Создаётся ощущение, что они обладают поистине магической силой.
Как «привить вкус» к современному искусству?
Прежде всего, человек сам должен проявлять интерес: читать различные материалы и статьи, смотреть документальные фильмы на арт-темы, при возможности посещать выставки и ярмарки современного искусства, лекции экспертов в этой области. Сейчас есть доступ практически к любой информации через поисковые системы, социальные медиа, масс-медиа. Если человеку интересно современное искусство, он не должен лениться. Ведь практически в каждом крупном городе есть местные галереи, где помимо постоянных экспозиций, организуют временные. Если вы поехали на отдых, найдите время, чтобы ознакомиться с коллекцией местного музея или галереи. Вы можете случайно оказаться даже в месте, где проходит крупная арт-ярмарка, сходите, ведь это познавательно. Привить себе вкус к современному искусству вы всегда можете самостоятельно.
Наталья, какие у Вас планы на будущее? Что можете пожелать начинающим молодым художникам?
Сейчас я участвую в групповой выставке London Contemporary с двумя работами: «The Last Breath» и «Russian wildfires» из арт-проекта «The Lost Planet». Первая символизирует «легкие» планеты, большую часть которых составляют тропические леса Амазонии, вторая показывает, насколько важны леса России для экосистемы, какую огромную долю суши они занимают, и насколько губительны пожары Сибири для всей планеты. При создании я использовала в основном натуральные материалы: кору сибирских пород деревьев, кристаллы, сухие цветы, песок, алмазную пыль, натуральные камни, смолу. В начале следующего года планирую первую персональную выставку в Лондоне, а далее представить экспозицию в Москве и Нью-Йорке. Подготовка к этому событию идет полным ходом. В перспективе планирую открыть собственную галерею в Лондоне, где смогут выставлять свои работы начинающие художники. Им же я могу пожелать не бояться делать первые шаги в направлении современного искусства. Они должны осознавать, что за любым успехом и признанием стоит не только поиск своего внутреннего «Я». Да, творчество не ограниченно какими-либо запретами, например, в выборе темы или техники, исполнения, цветового решения и других моментов; но оно может быть недоступно для публики. У зрителя должна быть возможность увидеть произведение, «услышать» автора, его месседж аудитории. Художник может получить признание только при наличии своего почитателя.
Материал предоставлен пресс-офисом Натальи Капчук – FprBuro.