Плач и крик – защитная реакция ребенка на болезненные ощущения. Одна из важнейших задач современной детской стоматологии – обеспечить все необходимое, чтобы на приеме у врача ребенок не боялся и не испытывал болезненных ощущений. У современной медицины для этого есть широкие возможности, но многое также зависит и от родителей. Их задача – психологически подготовить малыша к визиту, чтобы лечение прошло максимально комфортно и эффективно.
Почему ребенок плачет на приеме у врача
Чувствует тревогу родителей
В советское и постсоветское время лечение зубов было очень болезненным для детей с моральной и физической точки зрения. Многие взрослые до сих пор помнят об этом опыте и подсознательно испытывают страх. Ребенок хорошо чувствует эмоции родителей и реагирует на них. Он начинает бояться стоматолога, еще даже не встретившись с ним. Чтобы снизить напряжение у малыша, стоит самим получить позитивный опыт. Современная стоматология помогает нам с решением этого вопроса, большинство родителей в этом уже убедились и на подсознательном уровне могут передать ребенку положительный настрой на лечение.
Боится неизвестности
Момент, которым в целях экономии часто пренебрегают родители – адаптация. Не стоит проводить активное лечение сразу при первом посещении. Его задача — установить контакт между доктором и ребенком. Если малыш будет адекватно реагировать на осмотр, можно провести профессиональную чистку зубов, познакомить его с некоторыми инструментами. От первого впечатления зависит многое. Покажите ребенку, что посещение стоматолога проходит в благодушной атмосфере, без болевых ощущений. Тогда в дальнейшем даже неприятные манипуляции не будут восприниматься в негативном ключе.
Уверен, что врач сделает больно
Заранее расскажите малышу, что его ожидает на приеме: кто такой стоматолог, чем он занимается и что будет смотреть. Можно привести себя в качестве примера и поиграть с малышом во врача и пациента. Постарайтесь избежать разговора о боли. Дети негативно воспринимают фразы из серии «нужно потерпеть», «будет чуть-чуть больно», «будет неприятно», «сделают укольчик» и так далее. Они вызывают защитную реакцию в виде страха негативных эмоций.
Боится незнакомых медицинских инструментов
Для детей рекомендуется выбирать современные стоматологические клиники, где кабинеты больше похожи на игровую площадку «Города профессий». Инструменты врача не выглядят угрожающими, царит приятная атмосфера. Мягкие и удобные кресла, благодушно настроенный врач, большое количество игрушек и телевизоры с мультфильмами создают благоприятный психологический фон. Маленький пациент не будет испытывать тревогу, а значит, сможет комфортно взаимодействовать со специалистом.
Уже был на приеме и боится, что снова будет больно
Если у ребенка уже был негативный опыт или он просто очень боится, наладить контакт с врачом будет сложно. Проконсультируйтесь со стоматологом и при необходимости используйте современные методы снижения эмоционального напряжения. К ним относятся закись азота и севоран, хорошо зарекомендовавшие себя в детской стоматологии. Оба препарата абсолютно безопасны и одобрены Всемирной федерацией детских стоматологов.
Закись азота — это инертный газ, обладающий интересным свойством. При его вдыхании в головном мозге возбуждаются центры положительных эмоций, а негативных, наоборот, притупляются. Мы все знаем, что приятные переживания отвлекают от боли. Например, во время игры ребенок может поцарапаться или удариться, но даже не обратит на это внимание, а потом и не вспомнит, как и когда это произошло. Так же работает и закись азота. Она безопасна и позволяет проводить необходимые манипуляции в более комфортной для пациента атмосфере.
Когда ребенок абсолютно закрыт для взаимодействия, у него существует психологический барьер, рекомендовано лечение под севораном. Это наркоз, то есть происходит погружение пациента в сон, что также позволяет убрать негативную эмоциональную составляющую.
Андрей Жук
Врач-стоматолог ортодонт
Кандидат медицинских наук
Основатель клиники OrthoLike
https://t.me/ortholike