Тайм-мама. Как все успеть?

Современный ритм жизни диктует свои правила. Дабы обеспечить своей семье достойный уровень жизни родители вынуждены тратить много времени и сил на работу. Выкроить время на занятие с ребенком все alla-spivasovskayaтруднее.

Доктор психологический наук, профессор МГУ Алла Семеновна Спиваковская уверена, дело не в том, сколько времени родители проводят рядом с детьми, а как они это время используют.

Не стоит спешить

Большинство семей, охвачены постоянным торопливым напряжением. Взрослые со своими детьми постоянно куда-то спешат, стараются использовать каждую свободную минуту. Торопятся и постоянно не успевают. Бывает, что день у детей  расписан буквально по минутам: занятия музыкой, танцами, спортом, рисованием. А родителям кажется, что у ребенка масса свободного времени.

Причина этому, неосознаваемое негативное отношение взрослого к самому себе и своей жизни. Родители бессознательно хотят освободиться от бремени своей настоящей жизни, не отдавая себе отчета в том, что ждут наступления лучших времен. Подобное состояние окрашивает беспокойством и тревогой общение с детьми. В семье царит атмосфера постоянной гонки, спешки, окриков и приказов.

Иногда спешка при общении с детьми возникает из-за желания, чтобы дети поскорее выросли, стали взрослее. Все это будет, но не стоит, чтобы из-за ожидания ребенка «завтрашнего» бессознательного отодвигалась сегодняшняя жизнь малыша.

Пока мы не научимся любить сегодняшний, пусть даже не совершенный день своего ребенка, значит мы не любим свой собственный день. Возможно, мы еще сами не прочувствовали всю значимость и важность родительской роли не только для своих детей, но и для нас самих, для понимания смысла и значимости собственной жизни. Ведь любимый труд, дорогое нашему сердцу занятие не заставляют нас спешить, мы полностью растворяемся в этом.

Научить ребенка все делать быстрее все же можно и нужно. Ведь такие качества как делать все быстро и четко, очень важны в жизни и воспитывать его в себе,  просто необходимо.

Это качество приобретается в разных формах детской деятельности в творчестве, спорте, игре, обучении. Это комплексный и для некоторых детей длительный процесс. Разбирая проблему, хочу напомнить, что приказами и занудными инструкциями детей нельзя приучить к сосредоточенности, организованности, быстроте реакции и самоконтролю. Всегда нужно задумываться – а не превышают ли наши требования возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Если это так, то задачу можно упростить. Умелые мамы, бабушки, воспитатели не приказывают, а обыгрывают любую просьбу. При этом много времени на это не потребуется. Если вы будете спешить, нервничать ребенок это почувствует, это вызовет беспокойство, слезы, упрямство, капризы. Гораздо проще и экономнее по времени обыграть действие весело и непринужденно.

Игра – уникальное воспитательное средство, возможность применить наши врожденные родительские качества и тем самым развить у детей не только артистические способности, но и речь, внимание, мышление, память, а также сосредоточенность и быстроту. Дети, с которыми, вместо того чтобы спорить, играют, вырастают настоящими профессионалами своего дела.

Многим взрослым необходимо учиться умению ждать и терпеть. Не стоит резко останавливать ребенка, если он увлечен игрой или когда он задорно смеется вместе с отцом. Если школьник увлечен интересной книжкой не стоит прерывать его словами: «Все. Уже поздно! Пора спать»! Лучше подождать немного. Нужно помнить, что возможности к переключению, пока еще ограничены, они только формируются и со временем все придет. Бесконечные споры, окрики, угрозы наказания – не приведут ни к чему хорошему. Это лишняя нагрузка на психику ребенка. Нужно научиться наслаждаться каждым днем, каждой минутой общения с нашими детьми веря, что они уже понимают «что такое хорошо» и «что такое плохо».

Не давайте детям скучать

Все чаще во время консультаций родители жалуются, на то, что детям скучно. Им не интересны обычные игры, их не привлекает ничего кроме игр айпадах и айфонах. Действительно, увлечение гаджетами стало настоящим бедствием нашего времени. Часто скука, утрата интереса к повседневным делам и домашним обязанностям не вызывает серьезного родительского беспокойства. А зря. Скучающий ребенок – это тема для серьезного психологического исследования. Если мальчик или девочка безрадостны, не знают, чем себя занять, это признаки начинающегося неблагополучия. Задиристость, излишняя подвижность и суетливость — это тоже проявления скуки. За этими внешними проявлениями могут стоять серьезные причины. Если ребенок скучен, возможно, он бессознательно отвергает свой сегодняшний день, а значит и самого себя. Причина может скрываться в неудовлетворенной потребности в любви и ласке, внимании. Родители, даже самые заботливые не всегда замечают, что именно эти потребности недостаточно удовлетворены. Детям иногда кажется, что брата или сестру любят больше. Родителям подчас не просто возвыситься до деликатных истин детства, мы упрощаем содержание внутреннего мира наших детей. Нередки случаи преувеличенного выражения внешней заботливости, внимания к здоровью и физическому состоянию ребенка, хорошо ли поел, поспал, красиво ли одет, при незнании и непонимании мира мыслей, чувств и переживаний собственных детей.

Часто, взрослые сами того не осознавая, заражают детей болезнью скуки, плохого настроения и негативных эмоций. Иногда, нам, родителям, кажется, что малыш еще мал, и из соображений безопасности мы ограничиваем его действия, самостоятельно выполняя всю домашнюю работу за него, или поручаем это специальным людям. На кухне лучше не вертеться, там горячая плита, к инструментам подходить нельзя, они же острые, ножницами можно порезать пальцы, а молотком ударить по руке. Детей останавливают, от всего заслоняют и оберегают, приучают опасаться, говорят: «Иди в свою комнату, или к своим игрушкам и займись, наконец, чем-нибудь!» А спустя некоторое время опять начинается: «А почему ты разбросал свои игрушки, почему железная дорога сломана, а у куклы разорвано платье»? И малыш, сам того не осознавая, накапливает опыт, что его не тормозят, не останавливают и не ругают, когда он вообще ничего не делает.

Постоянные замечания, запреты, ограничения приводят к тому, что дети сами теряют интерес, что либо делать, исчезает любознательность и дети уходят в придуманный «компьютерный» мир.

Бывает и так, что отношение к жизни взрослых опережает непосредственные детские впечатления. Создают устойчивый стереотип, который может быть как позитивным, так и негативным. Например, если мама и папа занимаясь домашней работой, постоянно брюзжат, спорят и выражают недовольство, соответственно и дети будут воспринимать домашнюю работу как нечто неприятное, негативное и сложное. Если мама бесконечно делает замечания детям по поводу порядка в доме, обвиняет их в неряшливости, лени, она сама тем самым дает установку, что домашняя работа самая трудная и неприятная. И выполняется она из-под палки при этом некачественно.

Мамы и папы сердятся, когда психолог говорит им, что причина детской скуки, лени кроется вовсе не в пристрастии к компьютерным играм, а в них самих. Ведь негатив – рождает негатив, скука – порождает скуку, а радость не может не заражать. Эту простую для понимания, но сложную для исполнения истину должны помнить все взрослые.

Родителям полезно наблюдать и давать себе ответы на такие вопросы: «» Умеем ли   мы, несмотря на житейские трудности и неудачи, сохранять дух оптимизма?  Доброжелательно ли относимся к другим людям, можем ли подбодрить близких или способны только осуждать? Как часто мы смеемся, улыбаемся, шутим, поем, и не только в караоке, а дома вместе с детьми»?

Каждый из нас, если захочет, сможет вернуть счастье и радость в свой дом. Но для этого нужно начать кропотливую и увлекательную работу по самонаблюдению надо увидеть себя не только таким, каков ты уже есть, но в перспективе своих возможных преобразований и изменений, поскольку счастье приходит, когда «Себя понимают!» Нам всем надо учиться ценить, уважать и влюбляться в каждое мгновение своей собственной  уникальной и неповторимой жизни.

Если дети живут в атмосфере радости, оптимизма, активности и бодрости духа, им не бывает скучно, и они умеют никуда не спешить и везде успевать,  более того они и физически и душевно здоровы, они становятся жизнестойкими,  работоспособными,  талантливыми  и  сильными.

Поделиться:

Моя подруга истеричка. Что делать?

Моя подруга истеричка. Что делать? Признаться честно, с таким вопросом к нам обратилась одна из сотрудниц нашего журнала. Мы решили не искать у моря погоды,