14 февраля в прокат выходит лучший фильм прошлогоднего Каннского кинофестиваля — «Рецепт любви» с Жюльетт Бинош и Бенуа Мажимелем. Он повествует не только о любви их героев, но и о страсти к высокой кухне, которую они разделяют на протяжении десятилетий. Мы предлагаем подборку лучших французских (и не только) фильмов о выдающихся гурманах, рестораторах и шеф-поварах.
Юрий Берсенев
«Рецепт любви» (2023)
Вероятно, лучший фильм из конкурсной программы прошлогоднего Каннского кинофестиваля (постановщик Чан Ань Хунг получил награду за лучшую режиссуру, критики со всего света были в восторге). Доден Буффан — гурман, известный на весь мир своим необыкновенно взыскательным вкусом. Уже двадцать лет кушанья для него готовит Эжени, кухарка, чей талант в области кулинарии, кажется, не превзойден никем во Франции. Ее волованы, тюрбо и соус бургиньот приводят друзей Додена, таких же эпикурейцев, в состояние, близкое к экстазу. Но Эжени упорно отказывается садиться с ними за стол, а еще упорно отказывается выходить за Додена замуж. И, тем не менее, их роман длится те же двадцать лет, что она готовит ему обеды. И это настоящая большая любовь: Буффан видит в Эжени не только женщину, но и великого мастера своего дела, полностью разделяющего его страсть. Между прочим, Бенуа Мажимель и Жюльетт Бинош, столь вдохновенно изображающие любовь на экране, были любовниками и в реальности: их роман длился с 1998 по 2003 год, у них есть дочь Ханна. И оба, кстати, страстно любят готовить (для съемок их консультировал знаменитый шеф-повар Пьер Ганьер).
«Восхитительно» (2021)
1789 год. Прирожденный повар и экспериментатор Пьер Мансерон (Грегори Гадебуа) готовит для герцога Шамфора. И теряет работу после того, как подает ему на стол пирожок с картофелем и трюфелями («Это же пища для свиней!» — негодуют гости). Бедняга горюет и не знает, что делать, пока однажды к нему не приходит молодая женщина (Изабель Карре) и не предлагает открыть ресторан. Первый ресторан в истории Франции… На самом деле режиссер Эрик Бенар (кстати, сын Жака Бенара, снявшего «Ресторан господина Септима») позволяет себе вольности в обращении с фактами: первый «настоящий» ресторан в современном понимании этого слова во Франции открылся еще в 1782-м, и назывался La Grande Taverne de Londres («Большая лондонская таверна»). Но в качестве исторической фантазии «Восхитительно» — более чем приемлемый фильм.
«Пряности и страсти» (2014)
В оригинале фильм шведа Лассе Халлстрома («Шоколад») называется «Путь длиной в сто шагов», а повествует он в каком-то смысле о столкновении двух кулинарных традиций — индийской и французской. Индийская семья перебирается из Мумбаи в Европу, оседает в городке на юге Франции и решает открыть там ресторан. Но один ресторан — причем с мишленовской звездой — там уже есть, и его владелице (Хелен Миррен) ни к чему конкуренты. Долгое соперничество приведет к тому, что все помирятся, полюбят друг друга и поймут, что беф бургиньон ничуть не хуже индийского карри.
«Шеф» (2012)
Александр Лагард (Жан Рено), шеф парижского ресторана Cargo Lagarde с тремя мишленовскими звездами, переживает кризис: владелец намерен уволить его и всех поваров, чтобы переориентировать заведение на модную молекулярную кухню. Неожиданная помощь приходит в виде Жаки Боно (Микаэль Юн), молодого кулинара и фанатика высокой кухни, который из-за скверного характера не может удержаться ни в одном парижском ресторане. Два повара встанут на защиту традиционной высокой французской кухни как важнейшей национальной скрепы. А режиссер Даниэль Коэн (который полностью разделяет взгляды героев) будет глумиться над молекулярной бесовщиной, в частности, над Фернаном Адриа (который выведен в фильме в виде испанского шефа, увлеченно «фрагментирующего» утку).
«Повар для президента» («Дворцовые вкусы», 2012)
Гортензия Лабори (Катрин Фро) — повар из Перигора, которая волею судеб попадает в Париж. А точнее, прямиком в Елисейский дворец: ей предстоит стать персональным поваром президента Республики. Несмотря на то, что коллеги с президентской кухни встретили ее не то, чтобы с распростертыми объятьями, она смогла найти путь к сердцу главы республики, зарекомендовав себя одним из лучших поваров столицы. Основана эта картина на реальной истории Даниэль Мазе-Дельпёш, кормившей президента Франсуа Миттерана с 1988 по 1990 годы. К слову, эта отважная дама потом по собственной инициативе отправилась в Антарктику, чтобы в течение года с лишним готовить блюда для полярников (изначально требовался мужчина в возрасте до 30, а ей было под 60, но на правах бывшего кулинара президента она добилась того, что ее сделали официальным поваром экспедиции!)
«Джули и Джулия: готовим счастье по рецепту» (2009)
В 1949 году американка Джулия Чайлд (Мэрил Стрип) вместе с мужем приехала в Париж, отведала в ресторане рыбу под соусом меньер… и посвятила всю оставшуюся жизнь изучению и пропаганде высокой французской кухни. Со временем она стала автором знаменитых кулинарных книг и ведущей телепрограмм, которые полюбила вся Америка. А 53 года спустя обычная молодая жительница Нью-Йорка Джули Пауэлл (Эми Адамс) решила в течение года приготовить на своей маленькой кухне блюда по всем 524 рецептам из книги Чайлд «Осваиваем искусство французской кулинарии». Все свои приключения у плиты она решила описывать в блоге, который оказался очень популярен, — Пауэлл по завершении эксперимента сама стала знаменитостью. Симпатичная романтическая комедия о приключениях американок в Париже (или, как в случае с Джули — в мире высокой гастрономии) обеспечила Мэрил Стрип очередную номинацию на «Оскар».
«Рататуй» (2007)
Уже полтора десятка лет ни один список фильмов о Париже или о высокой французской кухне не обходится без мультика студии Pixar. Его герой — крысеныш Реми, живущий в парижской канализации и не желающий питаться объедками, как сородичи; он чувствует в себе талант великого повара, и однажды реализует его на кухне престижного ресторана. Вот только крыса на кухне — нежеланный гость, и Реми приходится обзавестись помощником-человеком, мойщиком посуды Лингвини.
То блюдо, которое в финале готовит Реми — не совсем традиционный рататуй. Это вариация на тему кушанья «конфи байылды», придуманного парижским шеф-поваром Мишелем Гераром в 70-е (Герар вдохновлялся турецким блюдом «имам байылды»). Обычно во французских деревнях крупно резали овощи, обжаривали, потом иногда запекали и называли все это рататуем; Герар придумал нарезать цуккини, тыкву, баклажаны, томаты и лук тончайшими ломтиками и запекать сразу, добавляя шампиньоны (в оригинальном рецепте их не было). Американский шеф-повар Томас Келлер усовершенствовал рецепт: он запекал овощи с соусом пиперад из помидоров и перца, а потом сверху добавлял соус винегрет из оливкового масла и уксуса. Именно Келлер был консультантом на «Рататуе», с его блюда срисовывали кулинарный шедевр Реми.
«Ватель» (2000)
Фильм Ролана Жоффе с Жераром Депардье и Умой Турман в 2000 году открывал Каннский кинофестиваль. Герой, Франсуа Ватель, был личным поваром и мажордомом Людовика XIV. У него была куча забот: он отвечал за организацию роскошных приемов, за составление меню, за благоустройство гостей, за их безопасность (яд в бордо – это не шутки). Подвести хозяина для него значило навлечь на себя позор, который можно смыть только кровью. Однажды он оказался на грани предательства: влюбился в фаворитку короля, прекрасную маркизу. Вслед за этим случилась другая неприятность: Ватель не смог вовремя накормить Людовика обедом. Свежая рыба и раки вовремя не поспели к столу, и Ватель, не сумевший выполнить свой долг, покончил с собой. По иронии судьбы, вскоре после этого продукты приехали на кухню… Потом Ватель стал символом повара, готового на все ради своего искусства.
«Крылышко или ножка» (1976)
Еще одна комедия с Луи де Фюнесом на кулинарную тему. Только на этот раз он играет не ресторатора, а всесильного фуд-критика Шарля Дюшмена, от оценок и звездочек которого зависят судьбы сотен заведений. Все идет прекрасно, пока однажды оскорбленный критиком шеф-повар не заставляет его под дулом ружья наесться очень плохой еды. И Дюшмен теряет способность различать вкусы. А ему как раз надо продемонстрировать свой тончайший вкус на телешоу… Параллельно Дюшмен вместе со своим сыном (Колюш) разоблачают фабрикантов, производящих дешевую искусственную еду из нефти (пластмассовые скелеты куриц и рыб на заводе заливаются некоей массой, потом происходит формовка, и на выходе получаются почти настоящие, — но практически несъедобные с точки зрения гурмана, — птицы и рыбины).
«Ресторан господина Септима» (1966)
Луи Де Фюнес, который в середине 60-х находился на пике формы, сыграл месье Септима, владельца фешенебельного ресторана на Елисейских полях, которое так и называется — Septime. Крайне вредный и въедливый, он бесконечно придирается к официантам (но боится шеф-повара) и самозабвенно заискивает перед министрами и заезжими президентами, посещающими его заведение. В лучшей сцене фильма (и одной из лучших в биографии Де Фюнеса) он на немецком объясняет гостю из Германии, как готовится картофельная запеканка, и на несколько секунд перевоплощается в натурального Гитлера.
Для Де Фюнеса этот фильм был очень личным проектом, который он вынашивал годами: в основе — его собственные воспоминания из тех времен, когда он подрабатывал джазовым пианистом в парижских ресторанах и барах. Он сам придумал имя персонажу, увидев в итальянском ресторане бюст римского императора Септимия Севера; принимал самое активное участие в работе над сценарием; вплоть до последнего собирался лично ставить фильм и сделать его своим «эстетическим манифестом» (в итоге уступил режиссерское кресло Жаку Бенару, который был ассистентом режиссера на «Фантомасе»). Сейчас «Ресторан господина Септима» — немного в тени таких классических комедий с Де Фюнесом, как «Жандарм из Сен-Тропе» или «Большая прогулка», но в 1966-м он стал во Франции настоящим блокбастером, собрав 3,8 миллиона зрителей.