Топ-10 фильмов про высокую французскую кулинарию

14 февраля в прокат выходит лучший фильм прошлогоднего Каннского кинофестиваля — «Рецепт любви» с Жюльетт Бинош и Бенуа Мажимелем. Он повествует не только о любви их героев, но и о страсти к высокой кухне, которую они разделяют на протяжении десятилетий. Мы предлагаем подборку лучших французских (и не только) фильмов о выдающихся гурманах, рестораторах и шеф-поварах.

Юрий Берсенев

 

«Рецепт любви» (2023)

 

Рецепт любви постер 18

Вероятно, лучший фильм из конкурсной программы прошлогоднего Каннского кинофестиваля (постановщик Чан Ань Хунг получил награду за лучшую режиссуру, критики со всего света были в восторге). Доден Буффан — гурман, известный на весь мир своим необыкновенно взыскательным вкусом. Уже двадцать лет кушанья для него готовит Эжени, кухарка, чей талант в области кулинарии, кажется, не превзойден никем во Франции. Ее волованы, тюрбо и соус бургиньот приводят друзей Додена, таких же эпикурейцев, в состояние, близкое к экстазу. Но Эжени упорно отказывается садиться с ними за стол, а еще упорно отказывается выходить за Додена замуж. И, тем не менее, их роман длится те же двадцать лет, что она готовит ему обеды. И это настоящая большая любовь: Буффан видит в Эжени не только женщину, но и великого мастера своего дела, полностью разделяющего его страсть. Между прочим, Бенуа Мажимель и Жюльетт Бинош, столь вдохновенно изображающие любовь на экране, были любовниками и в реальности: их роман длился с 1998 по 2003 год, у них есть дочь Ханна. И оба, кстати, страстно любят готовить (для съемок их консультировал знаменитый шеф-повар Пьер Ганьер).

 

«Восхитительно» (2021)

 

1789 год. Прирожденный повар и экспериментатор Пьер Мансерон (Грегори Гадебуа) готовит для герцога Шамфора. И теряет работу после того, как подает ему на стол пирожок с картофелем и трюфелями («Это же пища для свиней!» — негодуют гости).  Бедняга горюет и не знает, что делать, пока однажды к нему не приходит молодая женщина (Изабель Карре) и не предлагает открыть ресторан. Первый ресторан в истории Франции… На самом деле режиссер Эрик Бенар (кстати, сын Жака Бенара, снявшего «Ресторан господина Септима») позволяет себе вольности в обращении с фактами: первый «настоящий» ресторан в современном понимании этого слова во Франции открылся еще в 1782-м, и назывался La Grande Taverne de Londres («Большая лондонская таверна»). Но в качестве исторической фантазии «Восхитительно» — более чем приемлемый фильм.

 

«Пряности и страсти» (2014)

 

Пряности и страсти

В оригинале фильм шведа Лассе Халлстрома («Шоколад») называется «Путь длиной в сто шагов», а повествует он в каком-то смысле о столкновении двух кулинарных традиций — индийской и французской. Индийская семья перебирается из Мумбаи в Европу, оседает в городке на юге Франции и решает открыть там ресторан. Но один ресторан — причем с мишленовской звездой — там уже есть, и его владелице (Хелен Миррен) ни к чему конкуренты. Долгое соперничество приведет к тому, что все помирятся, полюбят друг друга и поймут, что беф бургиньон ничуть не хуже индийского карри. 

 

«Шеф» (2012)

 

Шеф

Александр Лагард (Жан Рено), шеф парижского ресторана Cargo Lagarde с тремя мишленовскими звездами, переживает кризис: владелец намерен уволить его и всех поваров, чтобы переориентировать заведение на модную молекулярную кухню. Неожиданная помощь приходит в виде Жаки Боно (Микаэль Юн), молодого кулинара и фанатика высокой кухни, который из-за скверного характера не может удержаться ни в одном парижском ресторане. Два повара встанут на защиту традиционной высокой французской кухни как важнейшей национальной скрепы. А режиссер Даниэль Коэн (который полностью разделяет взгляды героев) будет глумиться над молекулярной бесовщиной, в частности, над Фернаном Адриа (который выведен в фильме в виде испанского шефа, увлеченно «фрагментирующего» утку). 

 

«Повар для президента» («Дворцовые вкусы», 2012)

 

Дворцовые вкусы

Гортензия Лабори (Катрин Фро) — повар из Перигора, которая волею судеб попадает в Париж. А точнее, прямиком в Елисейский дворец: ей предстоит стать персональным поваром президента Республики. Несмотря на то, что коллеги с президентской кухни встретили ее не то, чтобы с распростертыми объятьями, она смогла найти путь к сердцу главы республики, зарекомендовав себя одним из лучших поваров столицы. Основана эта картина на реальной истории Даниэль Мазе-Дельпёш, кормившей президента Франсуа Миттерана с 1988 по 1990 годы. К слову, эта отважная дама потом по собственной инициативе отправилась в Антарктику, чтобы в течение года с лишним готовить блюда для полярников (изначально требовался мужчина в возрасте до 30, а ей было под 60, но на правах бывшего кулинара президента она добилась того, что ее сделали официальным поваром экспедиции!)

 

«Джули и Джулия: готовим счастье по рецепту» (2009)

 

Готовим счастье по рецепту

В 1949 году американка Джулия Чайлд (Мэрил Стрип) вместе с мужем приехала в Париж, отведала в ресторане рыбу под соусом меньер… и посвятила всю оставшуюся жизнь изучению и пропаганде высокой французской кухни. Со временем она стала автором знаменитых кулинарных книг и ведущей телепрограмм, которые полюбила вся Америка. А 53 года спустя обычная молодая жительница Нью-Йорка Джули Пауэлл (Эми Адамс) решила в течение года приготовить на своей маленькой кухне блюда по всем 524 рецептам из книги Чайлд «Осваиваем искусство французской кулинарии». Все свои приключения у плиты она решила описывать в блоге, который оказался очень популярен, — Пауэлл по завершении эксперимента сама стала знаменитостью. Симпатичная романтическая комедия о приключениях американок в Париже (или, как в случае с Джули — в мире высокой гастрономии) обеспечила Мэрил Стрип очередную номинацию на «Оскар». 

 

«Рататуй» (2007)

 

Рататуй

Уже полтора десятка лет ни один список фильмов о Париже или о высокой французской кухне не обходится без мультика студии Pixar. Его герой — крысеныш Реми, живущий в парижской канализации и не желающий питаться объедками, как сородичи; он чувствует в себе талант великого повара, и однажды реализует его на кухне престижного ресторана. Вот только крыса на кухне — нежеланный гость, и Реми приходится обзавестись помощником-человеком, мойщиком посуды Лингвини. 

То блюдо, которое в финале готовит Реми — не совсем традиционный рататуй. Это вариация на тему кушанья «конфи байылды», придуманного парижским шеф-поваром Мишелем Гераром в 70-е (Герар вдохновлялся турецким блюдом «имам байылды»). Обычно во французских деревнях крупно резали овощи, обжаривали, потом иногда запекали и называли все это рататуем; Герар придумал нарезать цуккини, тыкву, баклажаны, томаты и лук тончайшими ломтиками и запекать сразу, добавляя шампиньоны (в оригинальном рецепте их не было). Американский шеф-повар Томас Келлер усовершенствовал рецепт: он запекал овощи с соусом пиперад из помидоров и перца, а потом сверху добавлял соус винегрет из оливкового масла и уксуса. Именно Келлер был консультантом на «Рататуе», с его блюда срисовывали кулинарный шедевр Реми.

 

«Ватель» (2000)

 

Ватель

Фильм Ролана Жоффе с Жераром Депардье и Умой Турман в 2000 году открывал Каннский кинофестиваль. Герой, Франсуа Ватель, был личным поваром и мажордомом Людовика XIV. У него была куча забот: он отвечал за организацию роскошных приемов, за составление меню, за благоустройство гостей, за их безопасность (яд в бордо – это не шутки). Подвести хозяина для него значило навлечь на себя позор, который можно смыть только кровью.  Однажды он оказался на грани предательства: влюбился в фаворитку короля, прекрасную маркизу. Вслед за этим случилась другая неприятность: Ватель не смог вовремя накормить Людовика обедом. Свежая рыба и раки вовремя не поспели к столу, и Ватель, не сумевший выполнить свой долг, покончил с собой. По иронии судьбы, вскоре после этого продукты приехали на кухню… Потом Ватель стал символом повара, готового на все ради своего искусства. 

 

«Крылышко или ножка» (1976)

 

Крылышко или ножка

Еще одна комедия с Луи де Фюнесом на кулинарную тему. Только на этот раз он играет не ресторатора, а всесильного фуд-критика Шарля Дюшмена, от оценок и звездочек которого зависят судьбы сотен заведений. Все идет прекрасно, пока однажды оскорбленный критиком шеф-повар не заставляет его под дулом ружья наесться очень плохой еды. И Дюшмен теряет способность различать вкусы. А ему как раз надо продемонстрировать свой тончайший вкус на телешоу… Параллельно Дюшмен вместе со своим сыном (Колюш) разоблачают фабрикантов, производящих дешевую искусственную еду из нефти (пластмассовые скелеты куриц и рыб на заводе заливаются некоей массой, потом происходит формовка, и на выходе получаются почти настоящие, — но практически несъедобные с точки зрения гурмана, — птицы и рыбины). 

 

«Ресторан господина Септима» (1966)

 

ресторан господина Септима

Луи Де Фюнес, который в середине 60-х находился на пике формы, сыграл месье Септима, владельца фешенебельного ресторана на Елисейских полях, которое так и называется — Septime. Крайне вредный и въедливый, он бесконечно придирается к официантам (но боится шеф-повара) и самозабвенно заискивает перед министрами и заезжими президентами, посещающими его заведение. В лучшей сцене фильма (и одной из лучших в биографии Де Фюнеса) он на немецком объясняет гостю из Германии, как готовится картофельная запеканка, и на несколько секунд перевоплощается в натурального Гитлера. 

Для Де Фюнеса этот фильм был очень личным проектом, который он вынашивал годами: в основе — его собственные воспоминания из тех времен, когда он подрабатывал джазовым пианистом в парижских ресторанах и барах. Он сам придумал имя персонажу, увидев в итальянском ресторане бюст римского императора Септимия Севера; принимал самое активное участие в работе над сценарием; вплоть до последнего собирался лично ставить фильм и сделать его своим «эстетическим манифестом» (в итоге уступил режиссерское кресло Жаку Бенару, который был ассистентом режиссера на «Фантомасе»). Сейчас «Ресторан господина Септима» — немного в тени таких классических комедий с Де Фюнесом, как «Жандарм из Сен-Тропе» или «Большая прогулка», но в 1966-м он стал во Франции настоящим блокбастером, собрав 3,8 миллиона зрителей. 

Поделиться:

BABOR x Högl

BABOR x Högl представляют коллаборацию — удивительное путешествие в мир красоты и стиля!  Этой весной предлагаем вам ощутить действенность инновационных продуктов линии DOCTOR BABOR и