Женское это дело: промышленный дизайн

Список профессий, запрещенных для женщин, постепенно сокращается. С нового года в России он уменьшился на 100 пунктов. Осталось еще 356. Много это или мало – вопрос неоднозначный. Точно можно сказать, что еще век назад было намного хуже. Даже в такой профессии как промышленный дизайн, где, казалось бы, важен разносторонний взгляд, дамам приходилось пробивать себе путь. Кто-то делал это открыто, и их имена в основном известны. О ком-то заговорили совсем недавно. Национальный центр промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ сделал подборку ТОП-5 женщин, внесших существенный вклад в историю промышленного дизайна.

Прекрасная Белль

«Крупная компания, производящая электроприборы, в ответ на мое письмо написала, что я должен приехать, чтобы с ними встретиться… Они проигнорировали тот факт, что меня зовут Белль, и направили письмо господину Беллу Когану. Когда я появилась, шок был невероятным: инженеры решили, что с женщиной работать не могут», – вспоминала много лет Белль Коган, крестная мать промышленного дизайна.

Белль КоганБелль Коган

Кстати, родилась она в России, в 1902 году. Потом семья переехала в США, где Белль сделала фантастическую для тех времен карьеру. Она работала наравне с коллегами-мужчинами. Буквально заложила основу промышленного дизайна как осознанного проектирования предметов, которые помогут улучшить жизнь людей, будут полезны пользователям и принесут прибыль производителям.

Уже во время учебы в институте Белль работала в ювелирном магазине своего отца. Его она сразу поставила перед фактом, что семья и дети не планируются: «У меня будет карьера, до свидания!». После окончания института девушка уже обеспечивала себя сама. Это было незадолго до Черного вторника – дня, когда рухнула экономика США, а за ней и многих стран мира. Он стал точкой отсчета Великой депрессии. В миг обедневшие американцы считали центы, чтобы купить еду, не говоря уже о бытовой технике или автомобиле. Производители воевали за каждый заказ, за каждого покупателя. Тогда на помощь им и пришли дизайнеры, которые знали, как изменить продукт так, чтобы люди мечтали о нем и готовы были платить.

Белль Коган создавала посуду и кухонную утварь, предметы домашнего обихода, считая, что продажа любого продукта определяется именно реакцией женской аудитории, так как это самый большой класс потребителей. Работала дизайнер не только с металлами и серебром. Она стремилась найти прочные, но более дешевые материалы. Белль стала одним из пионеров использования пластика и пластмасс. Она придумала популярные в те времена целлулоидные туалетные принадлежности и часы, хромированный тостер с пластиковой основой и украшения из бакелита со знаменитыми овалами, которые сейчас принято называть точками Белль Коган.

Часы Белль Коган 1Часы Белль Коган

Девицы дизайна

После Второй Мировой войны идея дизайна тоже витала в воздухе. Многие мужчины не вернулись с фронта, кто-то не смог начать заново нормальную жизнь. Женщины стали основными потребителями. На этой волне в 1955 году General Motors нанял в дизайн-команду шесть женщин. Маркетологи тут же окрестили их «девицами дизайна».

Девицы Дизайна GM 2Девицы дизайна

Компания начала масштабную акцию, где показывала, что она готова принять дам в свои ряды. «Современная женина уже не просто голос с заднего сиденья, за ней последнее слово при покупке семи автомобилей из десяти», — говорилось в фильме, который по этому случаю сняла GM. Харли Эрл, руководитель направления дизайна в компании говорил, что решение принято для того, чтобы привнести «женскую точку зрения» в товары GM. Тем не менее, круг работ, к которой девушек (а все они были не старше 35-ти) допустили, был ограничен. Дизайн экстерьера, приборной панели и многих других деталей долго оставался вотчиной мужчин.

Однако Эрл нанял действительно талантливых дам, с характером. Они готовы были отстаивать свое мнение до победного. Как-то Мими Вандермолен подметила, что женщинам неудобно пользоваться ручками управления автомобилем. Дискуссия с мужчинами была жаркой, но пустой. Однако в рукаве, точнее сумочке, Мими припрятала козырь – накладные ногти. Под напором девушки коллегам пришлось их наклеить. Выяснилось, что Мими абсолютно права.

«Вскоре мужчины на практике убедились, что мы пришли не для того, чтобы добавлять кружевные салфетки на спинки сидений или украшать стразами коврики, а для того, чтобы сделать автомобили качественнее, удобнее и привлекательнее как для мужчин, так и для женщин», – рассказывала о тех временах Сюзанна Вандербильт.

Она проработала на GM 23 года, создала массу нового, например, бардачки, без которых современный автомобиль и не представить. Сюзанна стала главным дизайнером Chevrolet. Но ее карьера в автоиндустрии скорее исключение. Почти вся команда «сестер», как называли друг друга девушки, покинула GM сразу после ухода Эрла. По словам Вандербильт, новый глава дизайнеров был абсолютно иначе настроен к женщинам, работать стало сложнее.

Надежный брак

В истории «Девиц дизайна» до сих пор много белых страниц и пробелов. И это несмотря на то, что работали девушки под настоящими именами, стремились рассказать публике о своих проектах. Но есть в истории дизайна моменты, которые вряд ли когда-то получат однозначную трактовку.

Сегодня имена Чарльза и Рей Имз известны на весь мир. Еще бы! Они придумали стул, который подделывают так часто, что мало кто уже понимает, чья на самом деле это работа. Шедевральный Eames DSW. Впервые его показали в 1948 году. Он стал фактически первым пластиковым стулом, изготовленным промышленным способом. Eames DSW называют манифестом работы Имзов-дизайнеров. В стуле возведены в абсолют два основных принципа их работы: простота и функциональность.

Чарльз и Рэй Имз 1Чарльз и Рэй Имз

Однако путь четы к шедевру начался далеко не с мебели. Знаковым стал проект для военных – шина для ног. Морякам нужна была легкая и надежная конструкция, которую просто произвести и транспортировать.

Имзы сделали настолько элегантный продукт, что он даже вошел в коллекцию музея Метрополитэн. Считается, что при разработке шины дизайнеры получили доступ к передовым по тем временам технологиям, которые потом позволили чете усовершенствовать процесс формования фанеры и пластика. Есть легенда, что саму конструкцию придумала именно Рэй Имз.

Шезлонг без подушечек

Похожих историй – море. В портфолио знаменитого архитектора Ле Корбюзье есть культовый шезлонг LC4. Но на первом экземпляре стоят подписи как самого маэстро, так и Пьера Жаннере и юной Шарлотты Перриан. Считается, что именно она придумала эту элегантную и очень удобную мебель.

Шарлотта Перриан шезлонгШарлотта Перриан на шезлонге

Впрочем, портфолио самой Шарлотты от этого не сильно обеднело. Когда она впервые появилась в парижской студии Ле Корбюзье, он выставил ее со словами: «Мы здесь не подушки вышиваем». Но вскоре у них образовался крепкий союз. Он создавал архитектурные формы, а она придумывала дизайн мебели и интерьеров. Вместе Ле Корбюзье и Перриан проработали 10 лет.

Шарлотта сотрудничала со многими великими мастерами. Это и Пабло Пикассо, и Жорж Брак, и Робер Делоне, и Жоан Миро. Много у нее и собственных проектов. Она работала во всех частях света, с предметами и объектами разных форм. Более 30 лет Шарлотта трудилась над мебелью для горнолыжного курорта Les Arcs. Она так хотела, чтобы все было идеально, что при открытии первой линии даже помогала горничным застилась постели. Вышло действительно прекрасно. Отдыхающие не просто восхищались комфортом интерьеров. Как-то Шарлотта наблюдала, как одна семья выезжает из номера. В машину они грузили не только багаж, но и мебель, которую Перриан придумала для курорта. Ее девиз был: «Свить гнездо». Справлялась она с этим виртуозно. Без рюшечек и украшательств, но с любовью к людям, заботой об их комфорте и удобстве. Так, как работает каждый отличный дизайнер вне зависимости от пола.

Поделиться:

Декабрьские открытия ресторанов в Москве

Новогоднее настроение набирает обороты, но что делать, если уже привычные места надоели? Правильно — отправляться в новые! В которых можно попробовать необычную кухню или например,