Верна ли гипотеза, что актером нужно родиться? Можно ли научиться профессионально работать на съемочной площадке тому, кто не имеет ни малейшего представления о методиках актерского мастерства и теории сценического искусства? Как правильно войти в образ, не отвлекаться на камеру во время съемок и работать «от партнера» мы узнали у Софьи Ская – голливудской актрисы и балерины, основательницы школы актерского мастерства RAS Acting.
Софья, Вы начали актерскую карьеру сразу в Голливуде. Расскажите о своей первой роли.
Первое предложение участвовать в кастинге поступило от продюсера второй части знаменитого фильма «Flashdance». Он увидел мои танцевальные постановки на видео, и его заинтересовал сам образ: недавно приехавшей в Лос-Анджелес артистки, обладающей не только пластикой и профессиональным балетным прошлым, но и определенными внешними данными. Все складывалось как нельзя лучше, и эта роль могла стать моей, но после проб на студии Paramount Pictures мне сказали, что с моим средним английским ее не получить. Я поставила перед собой цель: усовершенствовать язык и избавиться от акцента, – поэтому обратилась к профессиональному преподавателю Келли Райтер. Помимо занятий с ней, я слушала радиоэфиры и смотрела фильмы в оригинале, заучивала культовые сцены из них, много общалась с носителями языка, запоминала, как они говорят, какие речевые обороты используют. Вскоре мой уровень английского перестал отличаться. Через полгода я участвовала еще в нескольких кастингах и меня утвердили на главную роль в картине «Лигейя», снятой режиссером Майклом Стейнингером по рассказу Эдгара Аллана По. В ней я сыграла таинственную леди Лигейю. Несмотря на то, что моими партнерами по съемочной площадке были Уэс Бентли, Майкл Мэдсен и Эрик Робертс, я не волновалась. Главное для меня было не то, что обо мне подумают или как, я выгляжу, а то, как я сыграю свою роль. Передо мной были не знаменитые голливудские актеры, а партнеры по той или иной сцене, с которыми я должна взаимодействовать, погружаться в диалог, вести сюжетную линию.
До переезда в США у Вас уже было профессиональное балетное образование, но, помимо работы над английским языком, Вы продолжили обучение в Лос-Анджелесе, в том числе, на курсах по актерскому мастерству. Какие из них помогли добиться цели?
Действительно, я приехала в Лос-Анджелес со своим балетным бэкграундом. В девять лет я поступила в Академию Русского балета им. А. Я. Вагановой в Санкт-Петербурге. Позже, уже в Уфе, закончила хореографический колледж им. Рудольфа Нуреева. Исполняла главные роли в «Лебедином озере», «Белоснежке», «Баядерке», «Эсмеральде» в Башкирском государственном театре оперы и балета. В США я училась в American Collegiate в University of California (UCLA), определив для себя другую сферу развития на данном этапе жизни. Параллельно поступила на профессиональные курсы по актёрскому мастерству в студию Джоан Барон, прошла обучение у известного продюсера Лизы Мелилло, посещала занятия Мишель Даннер в студии Ларри Мосса, занималась вокалом с Видой Симон. Все этапы обучения, несомненно, помогли мне в профессиональном становлении. На сегодняшний день я не только владею различными техниками игры, заучивания текста, работы с камерой, погружения в роль, но и сама готова и планирую преподавать как acting coach, вести мастер-классы для студентов разного уровня подготовки.
С весны этого года Вы запустили собственные production и фото мастерские Real Art Studio. В ближайшие месяцы открываете школу актерского мастерства RAS Acting, преподавание в которой основано на голливудских системах, в том числе на технике Сэнфорда Мейснера. В чем особенность методики вашего обучения?
C одной стороны, моя цель – помочь заинтересованным людям овладеть актерским мастерством за более короткие сроки, чем это предусмотрено классическим театральным образованием, ведь не все имеют возможность его получить по тем или иным причинам. С другой, дать дополнительные знания тем, кто уже имеет за плечами «театральные институты», но хочет совершенствоваться в технике и мастерстве. Моя методика опирается, прежде всего, на мой личный опыт обучения и участия в съемках фильмов, а также включает в себя различные технологии преподавания в Голливуде. В значительной степени я задействую метод Sanford Meisner. Он разработал свой уникальный подход в 70-х годах прошлого века, построив его на видоизмененной системе Станиславского. Основная часть – это повторяющиеся упражнения с партнером, которые должны вызвать спонтанную реакцию актера и побудить его к настоящим чувствам, основанным на реальности происходящего, а не на эмоциональных воспоминаниях в сознании. Вторая часть метода – построение роли. Здесь актер задействует воображение, и идет более глубокая проработка образа. Открывая в России свою школу актерского мастерства, я хочу сделать акцент на том, что у нас не будет возрастных ограничений. В нашей стране почему-то принято считать, что если хочешь быть актером, то нужно рано начинать учиться, играть в театре и кино. Я в корне не согласна с этим и придерживаюсь американской теории – начинать можно в любом возрасте. Там, например, актером может стать харизматичный человек и в 50 лет, если он этого действительно захочет и приложит усилия, этим и славиться на весь мир идеология American Dream!
В Вашей карьере немало главных ролей, но есть и эпизодические. Существует ли какая-то разница в подготовке к съемкам тех и других?
К любой роли идет основательная подготовка. Конечно, разница есть, но и в главную, и в эпизодическую роль нужно вжиться, проработать образ до съемок и показать настоящие чувства, эмоциональную реакцию на площадке. Да, в эпизодической роли менее объемный текст и меньше предложенных разноплановых обстоятельств. Но профессиональный актер понимает, что даже одну эту сцену он должен сыграть так, чтобы зритель поверил ему и принял. В исполнении главной роли для актера больше возможностей. Например, одну сцену он может исполнить непринужденно, создать мягкий, наивный образ, а в следующей раскрыться по-другому, показать характер, быть бескомпромиссным и решительным. При этом, за каждой из них стоит серьезная работа. Еще один важный момент, который я хотела бы подчеркнуть, – это взаимосвязь с партнером. От него необходимо отталкиваться эмоционально, следить за его чувствами, игрой и реагировать на это синхронно. Иногда эпизодические роли получаются настолько яркими, что актера замечают именитые кинорежиссеры, приглашают в свои фильмы, как это было с Адамом Драйвером в сериале «Девочки». Шоураннеры были в восторге от его игры и расширили для него роль. А про Харрисона Форда, которому Лукас отказал в роли в «Звездных войнах» из-за крошечной сцены в фильме «Американские граффити» вы знаете? Форд чудом получил свою звездную роль. А бывает и наоборот – главная роль сыграна слабо, актер не оправдывает надежды продюсеров и сценаристов. Такое случается даже с зарекомендовавшими себя актерами, помните ситуацию с Беном Аффлеком после премьеры «Бэтмен против Супермена», такого поворота ни он, ни создатели не ожидали.
Вы играли на одной площадке со многими знаменитыми голливудскими актерами. Запомнился ли Вам какой-то эпизод совместной работы, может особенный случай?
В Беверли-Хиллз, где я жила, ежедневно встречаешь известных и начинающих актеров в самых обычных местах, на улице или в кафе. Это воспринимается обыденно, не вызывает никакого удивления. Поэтому и в рабочей обстановке нет этого барьера. В разных картинах я работала на площадке с Марком Дакаскосом, Анной Пэкуин, Эриком Робертсом, Дэнни Трехо, Уэсом Бентли, Майклом Мэдсеном. Интересным можно назвать случай, когда буквально за пару минут перед началом съемок совместной сцены, а она была романтическая, меня представили моему партнеру по фильму. Мне было необходимо быстро прочувствовать его эмоциональное состояние и настроится на работу от него. Так состоялась моя первая встреча с Кристианом Слэйтером на съемках киноленты «Белый лебедь».
Что можете порекомендовать начинающим артистам, которые еще не привыкли к кинокамере? Как им правильно презентовать себя? Есть ли у Вас свой личный «актерский рецепт»?
Самое важное, по моему мнению, научиться слышать себя и быстро сориентироваться в предложенных обстоятельствах. В обществе всегда есть какие-то принятые негласные параметры, под которые человек может не подходить. У кого-то уши разные, кто-то постоянно жестикулирует или беспрерывно смеется, кто-то очень маленького роста или, наоборот, слишком высокий и неуклюжий. Но эти «недостатки» можно превратить в достоинства, в некую свою фишку. Не нужно стесняться себя и пытаться спрятать какие-то, по вашему мнению, изъяны. Всегда стоит помнить – вы индивидуальны! Когда артист перед зрителем: пусть это приемная комиссия в ВУЗ или прослушивание, сцена театра или съемочная площадка; вы – актер, вы должны играть, забыв обо всем, здесь и сейчас! Нужно предавать значимость всему, что ты говоришь, делаешь, какой эмоциональный посыл у окружающих тебя людей в данный момент, ведь все эти люди сейчас – твои партнеры по сцене, от которых ты отталкиваешься. Секрет успеха на 98% состоит из уверенности в себе! А мой личный «рецепт» – хорошее настроение на площадке и улыбка за кадром, которую я всегда дарю партнеру по сцене и другим членам съемочной группы.
Софья, какие у Вас цели и планы на будущее?
Сейчас я целиком погружена в работу над Real Art Studio и активно готовлюсь к открытию школы актерского мастерства RAS Acting: делаю и редактирую презентации, учебные материалы курсов, занимаюсь созданием сопровождающего обучение видеоконтента. Несмотря на занятость, посещаю крупные кинопремьеры, литературные чтения, театральные и балетные постановки, светские мероприятия, арт-события. Недавно в Москве прошел «VIII Международный фестиваль балета» в Кремле, и я с удовольствием посмотрела «Баядерку», где главные партии исполняли артисты театра «Ла Скала» (Италия) Марко Агостино и Мартина Ардуино; и «Лебединое озеро» с Наташей Маир (Венский государственный балет, Австрия) и Исааком Эрнандесом (Английский Национальный балет, Великобритания). Что касается кинематографа, в настоящий момент у меня есть несколько предложений от режиссеров, я знакомлюсь со сценариями картин. Еще думаю, где смогу раскрыться больше, так как одна роль достаточно хорошо прописана и интересна сама по себе, а другая – своеобразный вызов, я люблю неоднозначность в характере своих героинь, когда нужно разобраться, какие векторы в поведении самые приоритетные и как их передать. В ближайшее время планирую совмещать преподавание в RAS Acting и съемки в фильме. Творческих планов действительно много, главное, чтобы на все хватило времени, ведь в сутках всего 24 часа.
Фото и материалы предоставлены пресс-офисом Софьи Ская – FPRBuro